Новый тренд или насущная необходимость?

Новый тренд или насущная необходимость?

25.04.2018
Новости / Железные дороги/ Россия

Мир уже пережил три научно-технических революции, а тотальная автоматизация, окрещенная «Индустрией 4.0.», происходит прямо на наших глазах.

В Америке еще в 60-е годы XX века появились первые карты из пластика с магнитной полосой – прототипы современных платежных карт VISA и Master Card, что послужило мощным толчком к последующей цифровизации мировой экономики. Первый опыт применения методов e-commerce приходится на 1960 г. В этом году программисты IBM совместно с AmericanAirlines разработали первую компьютерную систему Sabre для резервирования билетов (бюджет проекта составил 150 млн. USD). Активное пользование средствами безналичного расчета в Америке, странах Европы, Японии начинается с 1990-х г. и напрямую связано с появлением смарт-карт со встроенным чипом. Излишне говорить про степень автоматизации всех бизнес-процессов и жизни людей в развитых странах, в которых совершенно обыденным считается использование 3D-принтеров простыми гражданами.

Процесс цифровизации российской экономики сегодня набирает обороты. На конец 2017 г. порядка 2,1% ВВП России пришлось на технологии электронной коммерции и, с учетом темпов роста 10,7% в год, к 2021 году затраты на «высокие технологии» составят 4,7% ВВП. Эксперты из Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) прогнозируют, что к 2020 году доступ в интернет получит 85% наших соотечественников. Цифровизация не обошла ни одну сферу экономики нашей страны: начиная от внедрения электронных дневников в школах, создания цифровых библиотек, применения QR кодов и сканеров, мобильных приложений и программ для бронирования номеров в отелях, покупки авиабилетов, поиска попутчиков, заказа такси, фастфуда и вещей, заканчивая внедрением технологий комплексной автоматизации процессов сферы b2b в машиностроении, энергетике, металлообработке, пищевой промышленности, сельском хозяйстве, торговле и, конечно, на транспорте.

Российские пригородные пассажирские компании также выбрали путь инновационного развития. В наши дни на железнодорожном транспорте активно внедряются технологии, которые позволяют сэкономить время и деньги пассажиров, а, главное, обеспечить людям максимальный комфорт и уровень безопасности при передвижении на электричках и поездах. На железных дорогах нашей страны все чаще можно встретить поезда, оборудованные современными санузлами, местами для крепления велосипедов, местами для инвалидов колясочников, электронными табло, инновационными системами оповещения, Wi-fi, а так называемые «мультимодальные перевозки» (применение 2 и более видов транспорта для доставки пассажиров в место назначения) дают возможность даже людям из наиболее отдаленных районов добраться практически «до дверей» своего дома.

Внедрение в ж/д инфраструктуру проездных карт по типу уже привычно для москвичей «Тройки» с выбором подходящих маршрутов и условий оплаты (абонемента), возможность оплатить проезд в пути следования банковской картой на турникетах (технологии PayPass и PayWave), мобильные приложения по типу «Билеты на поезд» от ОАО «РЖД» или «Пригород» от ОАО СПК, прочие доступные пассажирам технологии – это сегодняшние реалии сферы ж/д транспорта, диктующие дальнейшую тенденцию к автоматизации и отказу от «ручных» методов работы (кассиры, контролеры).

Однако в погоне за технологий можно потерять в безопасности – подделать электронный билет вроде бы проще чем, например, проездной билет на водяной бумаге с голограммами. Эксперты IBM еще в 2013 г. пришли к выводу о целесообразности модернизации систем продаж в российских пригородных пассажирских компаниях. В целях повышения эффективности своей работы, один из крупнейших операторов рынка пассажирских перевозок в ЦФО - ОАО «ЦППК» при поддержке правительства Москвы и Московской области провели модернизацию системы оплаты и продаж ж/д билетов. «Новинками» электронной системы стали возможность покупки до девяти разовых билетов единовременно, продление абонемента, сокращение времени приобретения билетов при путешествии группой, введение новых услуг, возможности оплачивать проездные документы в пути следования банковской картой и многое другое.

Обновленная система продаж позволяет эффективно бороться с безбилетниками, подделкой проездных документов, а также максимально точно учитывает количество пассажиров. Безопасность процедуры оплаты ж/д билетов обеспечивают средства шифрования трафика (SSL). В соответствии с требованиями международных платежных систем, в целях повышения уровня безопасности при оплате применяется технология 3D Secure/Secure Codе (технология безопасности платежей в сети Интернет). Проверить, настоящий билет или поддельный пассажир может на интернет ресурсах, таких как Настоящийбилет.рф.

Автоматизация продаж – это реальное снижение затрат на инфраструктуру продажи и проверки билетов – а значит и потенциальное снижение стоимости проезда. Но это отнюдь не значит что человеку, попавшему в сложную ситуацию на транспорте, теперь никто не придет на помощь – вокруг теперь будут только бездушные роботы. Персонал, отвечающий за комфорт пассажира на вокзале, в поезде – по-прежнему будет выполнять свои функции - оказывать поддержку, помогать в решении вопросов, связанных с проездом, обеспечивать комфорт пассажиру, а, главное -экономить время людей в условиях мегаполиса. Цифровизация экономики и пассажирских перевозок - не просто модный тренд, но насущная необходимость, продиктованная развитием современных потребительских технологий – гаджетами, смартфонами, моментальными платежами. При этом российский пассажир хочет не только повышения качества и скорости обслуживания – заботы о нем, его пожеланиях, предпочтениях оплаты, удобстве сервиса, покупки и активации билета, но и сохранения некоторых «старых традиций» - возможности обратиться за помощью в справочное бюро, к дежурному по вагону или проводнику. И задача разработчиков новых клиентских систем работы на транспорте – успешно совместить две эти характерные тенденции.

Источник: Павел Терентьев, независимый эксперт IT-отрасли, и Игорь Евдокимов, Начальник управления информационных технологий ЦППК