Сделают ли новые поезда-лоукостеры доступнее междугородние перевозки?

Сделают ли новые поезда-лоукостеры доступнее междугородние перевозки?

28.09.2018
Пресс-релизы / Железные дороги

Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли

РЖД не будут создавать новую компанию-лоукостер – такая новость пришла от главы Федеральной пассажирской компании Петра Иванова в начале августа. Напомним, что ранее речь шла о запуске на сети бюджетных поездов-лоукостеров, состоящих из устаревших моделей вагонов. Цена билетов на таких поездах должна была быть ниже, чем средняя по рынку. Услуги эконом-класса были рассчитаны на клиентов, которых устроил бы проезд в плацкартном вагоне без кондиционеров и биотуалетов по сверхнизкой цене. Однако выяснилось, что ФПК не планирует лишь называть данный сегмент лоукостером. Вагоны без удобств будут выделены в отдельный эконом-бюджет класс.

Стоимость проезда в вагоне-лоукостере (теперь это эконом-бюджет) будет на 10% ниже средней цены в вагоне с удобствами, которая в 2018 году составила 1,9 тыс. руб. Цены на более дальние расстояния гораздо выше. Снизить стоимость проезда удастся за счет эксплуатации вагонов с истекающим сроком службы. Их эксплуатация планируется в течение 7–10 лет до запуска новых составов.

Решение о запуске вагонов-лоукостеров связано с наличием огромного количества вагонов старого образца, которые в ближайшем будущем планируется заменить более современными моделями. Так, замене будут подлежать более 8,5 тыс. вагонов, срок эксплуатации которых превышает 20 лет. Именно такие вагоны, которые еще находятся в рабочем состоянии и при этом отвечают минимальным требованиям безопасности, но уже постепенно заменяются новыми, будут переведены в категорию бюджетных. Подобное решение отвечает потребностям рынка. В любом случае, бюджетные поезда – это еще один вариант транспорта, который будет доступен гражданам в условиях роста цен на перевозки внутри страны. Пассажиры сегодня сами выбирают вид транспорта, уровень сервиса и услуг: в случае, если экономия денежных средств у клиентов стоит выше комфорта, то лоукостеры станут для них оптимальным вариантом. Опыт по внедрению самолетов-лоукостеров, которые позволяют сэкономить до 30% от стоимости традиционного билета, в России уже показал положительные результаты: это выгодно и рядовым гражданам, и авиакомпаниям.

Зарубежный опыт

Наиболее популярным зарубежным аналогом экономичного ж/д транспорта являются индийские вагоны класса Second Class Sitting (2S), в которых у пассажиров нет именных мест и номеров, либо Second Class Sleeper (SL), представляющий собой плацкартный вагон на 6 мест в купейном отсеке. Стоимость поездки на индийских поездах за день составляет $19 для взрослых и $10 для детей, то есть 1205 и 630 рупий соответственно, по проездному билету Indiarail Pass. Такие вагоны пользуются огромной популярностью среди малообеспеченных слоев индийского населения, в них часто отсутствуют оконное застекление и проводники. Другой пример – китайский плацкартный поезд класса No Prefix, например № 1406, считается самым дешевым поездом Китая и наименее скоростным: 1,3 тыс. км преодолевает за 20 ч. Стоимость проезда составляет 300 юаней, или 2700 руб. Несмотря на наличие аналогов в развивающихся странах, весь цивилизованный мир переходит на новые технологии на ж/д транспорте, чтобы повысить скорость движения, уровень безопасности и сервиса. За счет инноваций можно добиться роста пассажиропотока и в дальнейшем снизить стоимость билетов без применения устаревших вагонов, которые постепенно необходимо списывать. Изношенные вагоны, как показывает практика индийского перевозчика Coach Factory, ограничивают скорость движения – максимум разогнать состав можно до 100 км/ч. Поэтому эконом-бюджет от ФПК – скорее временная мера, которая позволит гражданам в ближайшие 7–10 лет экономить на поездках.

Что выгоднее – поезд или автобус?

Средняя стоимость билета на поезд одного из самых популярных ж/д маршрутов Москва – Саратов составляет 1,8 тыс. руб. в плацкартном вагоне и 2,5 тыс. руб. в купе. Стоимость поездки в ВИП-вагонах может достигать от 5 до 10 тыс. руб. Стоимость эконом-бюджет класса составит около 1,6 тыс. руб. Время в пути – 15,5 ч. Цена билета на автобус, который ходит по аналогичному маршруту, начинается от 1,6 тыс. руб., но чаще составляет более 2,5 тыс. руб. При этом время в пути составляет 13,5 ч. Если взять поездку на более дальнее расстояние, например, поезд Челябинск – Москва, то стоимость билета в плацкартном вагоне в среднем составляет 3,5 тыс. руб., в купе – 5 тыс. руб. Цена билета в вагоне-лоукостере по тому же маршруту составит 3 тыс. руб.

Если сравнивать удобство и безопасность поездок на автобусе и поезде для пассажира, то плюсами передвижения на железнодорожном транспорте является большая свобода передвижения – возможность пройтись по вагону, удобное расположение сидений в плацкарте, возможность прилечь и поспать в удобном положении. В поезде больше места для хранения багажа. Кроме того, поезд считается более безопасным и менее аварийным видом наземного транспорта: показатель смертности при авариях на поезде в мире составляет 0,9 пассажиров на 160 млн км, в то время как при передвижении на автомобилях и автобусах данный показатель составляет 1,6 пассажиров на 160 млн км.

Еще одним плюсом ж/д транспорта является возможность осуществлять перевозку пассажиров в любое время суток и в любых погодных условиях. Таким образом, по критериям «комфорт/безопасность» поезд выигрывает у автобуса. Единственным минусом данного вида транспорта является более длительное время поездки по сравнению с автобусом. Поездка на автобусе оправдана лишь на ближние расстояния – не более 200 км.

Даже поверхностный анализ преимуществ ж/д транспорта позволяет сделать вывод о том, что поезда-лоукостеры станут неплохим и весьма востребованным вариантом междугородних перевозок. Отсутствие биотуалетов и кондиционеров не помешает людям выбрать данный вид транспорта из-за действительно выгодной цены и наличия всего необходимого для и безопасной поездки. Люди со средним и более низким уровнем дохода будут делать выбор в пользу лоукостеров, поэтому данный вид транспорта имеет все шансы для того, чтобы завоевать свой сегмент рынка в течение ближайших 7–10 лет. Услуга будет востребована во всех регионах России.