Коллективный договор «Аэрофлота»: как людей превращают в рабов

Коллективный договор «Аэрофлота»: как людей превращают в рабов

06.07.2019
Статьи и обзоры / Авиамир/ Россия

Коллективный договор учреждения – правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения работников и работодателей. Он может заключаться в организации в целом, а также в ее представительствах, филиалах и других обособленных структурных подразделениях. Содержание и структура коллективного договора определяются статьей 41 Трудового Кодекса РФ. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ (ст. 44). Юристы особо подчеркивают то, что коллективный договор – двухстороннее соглашение, поэтому изменять его положения в одностороннем порядке работодатель ни при каких условиях не может.

Так гласит Закон. Однако крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот», на которого работают тысячи людей, считает по-другому. И уже в момент заключения с каждым новым сотрудником коллективного трудового договора прописывает в нем возможность для себя изменять его задним числом в одностороннем порядке. Это ведет к многочисленным злоупотреблениям со стороны работодателя и практически превращает работников в бесправных рабов.

А это вообще законно? Конечно, нет. А невыплата страховой премии сотруднику, пострадавшему во время выполнения своих служебных обязанностей – это как? Именно такая ситуация сложилась в компании «Аэрофлот»: там отказываются компенсировать лечение в зарубежной клинике бортпроводнице, получившей тяжелые травмы. Но обо всем по порядку.

Из-за недостатка сна

В последних числах февраля 2019 года в испанский городок Малага, находящийся на юге этой страны, в регионе Коста-дель-Соль, прибыл борт «Аэрофлота» из Москвы. Пилоты и стюарды не могли сразу же отправиться домой, к ждущим их семьям, потому что обратный рейс в столицу нашей Родины планировался почти через сутки. На время ожидания экипажу пришлось заселиться в местную гостиницу. Оставив вещи, они решили сходить в малагский супермаркет, чтобы купить чего-нибудь поесть.

Прямо там, к ужасу всех присутствующих, молодой стюардессе стало плохо, и она упала, разбив голову в кровь и получив, как потом оказалось, черепно-мозговую травму. Пострадавшую срочно увезли в испанский госпиталь. Врачи привели пациентку в чувство, провели комплексное обследование и пришли к неутешительному выводу: потеря сознания, ставшая причиной падения и получения ушибов и травм, в том числе закрытой черепно-мозговой и сотрясения головного мозга, стала следствием переутомления и нехватки сна. Проще говоря, физическое перенапряжение бортпроводницы достигло такого предела, что ее организм не выдержал и дал неожиданный сбой.

К слову, никаких психотропов и алкоголя в крови пострадавшей обнаружено не было. Просто девушка, на попечении которой находится маленький ребенок, не выдержала бешеного темпа работы. Расписание полетов в «Аэрофлоте» составляется таким образом, что работники не успевают толком отдохнуть. А ведь от действий этих людей зависит жизнь сотен пассажиров! Но «Аэрофлоту» на это, по-видимому, все равно – одной катастрофой меньше, одной больше… Что ему, безликому гиганту, человеческие судьбы и трагедии? Главное – прибыль.

Стюардессе пришлось пробыть в больнице в испанской Малаге двое суток. Ей запрещали вставать с постели и каждые шесть часов ставили капельницы. Только после этого она смогла вернуться домой. Но сразу отправиться к ребенку ей не позволили: прямо от трапа потащили в пункт медицинской помощи аэропорта Шереметьево. Зачем – непонятно. Все документы из иностранной клиники были в порядке, в том, что сотрудница «Аэрофлота» действительно получила травмы, сомневаться не приходилось. К тому же свидетелями происшествия стали несколько ее коллег. Да и врачи, работающие в Шереметьево, вряд ли обладают квалификацией и уровнем полномочий, позволяющим им выносить экспертные заключения.

Дополнительный стресс еще больше ухудшил состояние пострадавшей. Ей пришлось уйти на больничный и провести немало времени в московском медучреждении для всестороннего обследования. Но выход на работу стал для нее стрессом еще большим.

Подпиши акт проверки и откажись от страховки

Практически так, прямым текстом, увещевали только-только пришедшую в себя девушку ее непосредственные начальники. Был составлен акт о расследовании несчастного случая. Расследование проводили:

  • Е.И. Фролова – заместитель директора департамента обслуживания на борту (она и была председателем специально созданной по этому случаю комиссии);
  • И.В. Игумнов – начальник отделения кабинных экипажей №9 департамента обслуживания на борту;
  • Е.В. Иванова – начальник отделения кабинных экипажей №6 департамента обслуживания на борту;
  • М.А. Ходырев – ведущий инженер по охране труда группы охраны труда отдела охраны труда и окружающей среды;
  • В.Г. Макеев – председатель профкома департамента обслуживания на борту.

Также во время экзекуции, то есть давления на пострадавшую с целью заставить ее подписать акт и отказаться от выплаты страховой премии, присутствовал и принимал участие М.Ю. Леднев – начальник отдела охраны труда и окружающей среды ПАО «Аэрофлот». Стюардесса отказалась удовлетворить их требования.

Ведь из испанской больницы пришел огромный счет, который и должна была покрыть страховка: соответствующий договор был подписан с бортпроводницей одновременно с заключением трудового. Однако руководители компании «Аэрофлот» наотрез отказываются признавать очевидное, утверждая, что их сотрудница получила травмы не во время работы.

Позвольте, но ведь она находилась в чужой стране, в другом климатическом поясе не по собственному пожеланию. А ожидала возможности продолжить выполнение своих рабочих обязанностей – помогать в полете пассажирам «Аэрофлота». Таких прецедентов в России уже была масса, и всегда суды становились на сторону пострадавших: фактически они находились в рабочей командировке, а значит, на них распространяются и условия страхования жизни и здоровья.

Но аэрофлотовскому начальству до законов дела нет. Мало того, они занялись скрытым шантажом и оказанием давления на собственную сотрудницу, сознательно ухудшая ее и без того нелегкие условия труда. Ей поменяли расписание рейсов – стало больших коротких и ночных перелетов. А ведь дома ее ждет маленький ребенок! И это сразу после того, как девушка едва восстановилась после полученных травм. А еще и неподъемный счет из испанской больницы. Который, по мнению руководства компании «Аэрофлот», она должна оплачивать из собственных средств. При том, что зарплата у нее, особенно для Москвы, достаточно скромная.

Вот так, попирая российское законодательство, справедливость и честь – некогда символы российской авиации, теперь окончательно утраченные, «Аэрофлот» идет к повышению собственной прибыли практически по трупам – что доказывают последние трагедии, произошедшие с самолетами этой авиакомпании. 41 погибший в катастрофе с «Суперджетом» в мае, а акционеры «Аэрофлота» всего лишь «героически» отказались от дивидендов. В ситуации, когда люди с честью и достоинством обычно стрелялись. И теперь, пытаясь по сути обокрасть собственную сотрудницу, поступают бесчестно.

Однако она не намерена сдаваться, тем более, что есть люди и квалифицированные юристы, готовые ее поддержать. Надо уметь защищать свои права. Нам, россиянам, только предстоит этому научиться. Но мы будем стараться. И верить в торжество справедливости. Несмотря ни на что.