Арка Мира

Главный неоклассический монумент Милана, арка Мира (Arco della Pace), имеет парадоксальную историю с троекратным изменением смысла. Первоначально арка должна была славить победы Наполеона, и ее проектировщик, Луиджи Каньола, взял за образец триумфальные античные сооружения. Строительство ансамбля, в который вошли и два боковых таможенных павильона, затянулось, а в Милан вернулись австрийцы. В 1826 г. австрийский император Франциск I повелел достроить арку, что и сделали к 1838 г., уже пять лет спустя после смерти архитектора Каньолы, при императоре Фердинанде I. Замышленную как памятник военным победам, ее перекрестили а арку Мира - в честь Венского конгресса 1815 г., где европейские державы, в том числе и победоносная Россия, положили конец наполеоновской бурной эпохе. На вершине трехпролетной арки, высотой 25 м, водружена бронзовая Сестига мира (повозка, запряженная шестью конями), по углам - четыре конных Виктории, богини победы. Ниже, на фронтоне, - четыре аллегории главных рек Ломбардии и Венето (По, Тичино, Адидже и Тальяменто), представленные в виде языческих речных богов. В среднем регистре арки, за стройными коринфскими колоннами, - аллегорические панно, повествующие о падении Бонапарта и о реставрации в Ломбардии австрийского правления. Их исполнил Каньола, первоначально сделавший проекты панно во славу побед корсиканца.