В России проводится внедрение аналога европейской системы управления движением поездов
В системах обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте применяются современные программно-аппаратные комплексы, управляющие отдельными участками железнодорожного полотна. Для работы диспетчеров, инженеров и руководящего состава созданы АРМ на базе единой интеллектуальной платформы: как правило, сюда относят SCADA-системы.
Использование подобных передовых IT-решений позволяет повысить производительность труда обслуживающего персонала, обрабатывать и хранить огромные массивы данных, и в целом существенно облегчить работу пользователей в информационной среде железнодорожного транспорта. Применение системы ERTMS (Европейская система управления движением поездов) позволяет контролировать движение поездов: уменьшить интервал попутного следования и значительно увеличить пропускную способность на каждом участке железнодорожных магистралей.
При использовании ERTMS все дорожное полотно разделяется на блок-участки, части железнодорожного перегона, на которых единовременно может находиться не более одного подвижного состава. В каждый поезд внедряется комплекс устройств и систем ETCS, что позволяет оперативно отслеживать местонахождение составов, расстояние между ними, контролировать скорость движения локомотивов, рассчитывать тормозной путь, оценивать маршруты движения поездов и т. д.
В настоящее время в России проводится внедрение аналога европейской системы ETCS первого и второго уровней. Помимо вышеуказанных технологий, применяются решения для автоматической передачи данных с пульта диспетчера на борт локомотива на базе электронной цифровой подписи, интегрированные бортовые системы обеспечения безопасности и управления, технологии спутникового позиционирования и координационные системы – ВКС.
Внедряются геоинформационные системы – ГИС, позволяющие представить любые данные в графическом виде и интегрировать их в единую интеллектуальную систему. В сочетании с телекоммуникационными системами – ТКС, ГИС позволяют создать единую базу данных о маршрутах перевозок с учетом географических и климатических особенностей местности.
Также применяются системы регулирования поездов АБТЦ-М, уменьшающие интервал попутного следования до 2,5 мин., что по скорости сопоставимо с работой метрополитена, и новейшая модификация программно-аппаратного комплекса АБТЦ-МШ, которая соответствует структуре Евростандарта.
АБТЦ-МШ позволяет производить автоматическую диагностику подвижных блок-участков, регистрировать отказы, передавать сигнал с различных участков ж/д полотна в систему переездной сигнализации и т. д. Технологии RFID применяются для отслеживания состояния поездов, оперативного исследования их технического состояния, получения информации о точном расположении вагонов и т. д.
Развитие науки, технологий и техники не стоит на месте: интеграция вышеуказанных решений для железнодорожного транспорта в рамках единой системы позволяет обеспечить высокий уровень безопасности движения поездов.