Что хотим, то и пишем: как «Аэрофлот» в любое время может изменить трудовой договор сотрудника
Мудрецы говорят, что в одной капле отражается целый океан. И у одной капли воды есть все свойства Мирового океана. Можно перенести эту аналогию практически на любую жизненную ситуацию: в одном, казалось бы, маленьком частном случае отражаются большие, даже огромные проблемы. Которые могут приводить к человеческим жертвам. И приводят.
Падение одной стюардессы: предвестие очередного падения авиалайнера?
В самом конце февраля этого года с одной из сотрудниц нашего крупнейшего авиаперевозчика – компании «Аэрофлот» – случилось несчастье. Причем произошло это не дома, где, как известно, и стены помогают, а за тридевять земель – в испанском городе Малага. Где женщина оказалась не на отдыхе, не по своей прихоти или капризу – а по работе. Хотя дома с нетерпением и надеждой ее ждал ребенок, уже начавший понимать своим маленьким добрым сердцем, что мамы по несколько дней не бывает дома, потому что она работает. Как и большинство наших соотечественниц, она предпочла не повиснуть на шее у какого-нибудь «богатенького буратины», а зарабатывать на жизнь себе и своему малышу честным трудом, хоть это и очень сложно. Причем очень трудным, изматывающим и откровенно опасным.
Давайте с грустью вспомним о том, сколько трагедий с самолетами случилось только в нашей стране за последние годы. Сколько погибло людей. Самый свежий случай – крушение «Суперджета» в Шереметьево 5 мая 2019 года. Принадлежащего, кстати, «Аэрофлоту». Как показывает проверка, к аварии привели неверные действия экипажа. Но давайте задумаемся: а что стало первопричиной этих ошибок? Может быть, переутомление и плохое отношение руководства к сотрудникам в компании «Аэрофлот»? Вряд ли пилоты стремились сделать что-то, что привело бы к катастрофе. Но, может быть, если бы о них больше заботились, лучше следили за состоянием их здоровья, более грамотно составляли расписание рейсов – этого бы не произошло?
Ведь сейчас грубо нарушаются права одной молодой женщины – той самой стюардессы, которая серьезно пострадала в Испании. А дело было так: экипаж лайнера «Аэрофлота», совершающего международные перелеты, вынужден был задержаться в чужой стране на сутки – следующий рейс из Малаги в Москву был запланирован только на следующий день. Расселившись в гостинице, пилоты и бортпроводники отправились в местный супермаркет – купить какой-нибудь еды, ибо на питание в дорогих европейских ресторанах как-то не зарабатывают.
Тут-то с одной из них и произошла настоящая катастрофа: девушка неожиданно для всех рухнула на вымощенный каменной плиткой пол магазина, разбив голову в кровь. Ее коллеги и персонал супермаркета жутко перепугались: пострадавшая потеряла сознание и никак не приходила в себя. Приехавшая «Скорая» срочно отвезла ее в больницу, где было проведено обследование. Девушка получила травмы различной степени тяжести, в том числе черепно-мозговую. В сознание, благодаря усилиям испанских медиков, пришла, но чувствовала себя очень и очень плохо.
Предупредим все возможные подозрения: в госпитале провели экспертизу, показавшую, что в крови бортпроводницы «Аэрофлота» не было отмечено присутствия алкоголя и наркотических средств. Она вообще ничего не употребляет. Именно о таких, как она, и писал в свое время В.С. Высоцкий: «Стюардесса, как принцесса, надежная, как весь гражданский флот». Только вот ей не дают быть надежной. Но об этом далее.
Причиной потери сознания в магазине и последовавшего вслед за этим падения стало переутомление, вызванное частыми перелетами, недостатком сна и усталостью. Резкая смена климатических поясов и атмосферного давления, невозможность как следует выспаться и отдохнуть – и сложный женский организм дал непредвиденный сбой. Ведь наши женщины, привыкшие управляться с горящими избами и скачущими конями, на самом деле – нежные, хрупкие и ранимые, которых надо холить, беречь и лелеять. И не давать им перенапрягаться. Особенно, когда их работа связана с безопасностью человеческих жизней. А вот руководство «Аэрофлота» об этом забывает напрочь.
Возвращение в Москву
Оно для пострадавшей было ой каким нерадостным. Во-первых, в испанской больнице ее продержали двое суток и не хотели отпускать. Но девушке нужно было домой, к ребенку. Во-вторых, прямо в аэропорту ее «перехватили» и направили в медпункт Шереметьево для прохождения осмотра. Хотя никакой квалификации для того, чтобы выдавать экспертные заключения, как и соответствующих полномочий, у работающих там врачей попросту нет. Это еще больше ухудшило состояние бортпроводницы. Ей пришлось взять больничный и пройти в Москве полное медицинское обследование, включая на предмет профпригодности к дальнейшей работе в качестве стюардессы.
Но самая жесть началась после возвращения на службу: пришел громадный счет из испанской больницы, а руководство «Аэрофлота» категорически отказалось его оплачивать. Хотя для этой цели была предусмотрена страховка, которая и должна покрывать все расходы в таких случаях. Ведь бортпроводница компании «Аэрофлот» получила травмы на рабочем месте – она оставалась в Испании, потому что ждала следующего рейса, чтобы обслуживать пассажиров и выполнять свои служебные обязанности. А вот в «Аэрофлоте» считают по-другому. И фактически шантажом заставляют и так серьезно пострадавшую сотрудницу подписать свое согласие с актом проведенной проверки и тем самым отказаться от страховой выплаты.
Мало того, что здоровью работницы был причинен вред по вине халатности и некомпетентности ее начальства: ведь это оно так составляет расписание рейсов, что сотрудники не успевают отдохнуть. Ей еще и придется платить за ошибки руководства. А ошибок таких (причем заранее запрограммированных) – масса.
В первую очередь это коллективный договор, который в обязательном порядке подписывает каждый, кто приходит работать в «Аэрофлот». Это любопытный документ, нарушающий нормы Гражданского и Трудового Кодекса РФ. В частности, руководство компании «Аэрофлот» оставляет за собой право изменять его в любое время в одностороннем порядке. А это уже грубое нарушение законов и нормативных актов. Почему авиаперевозчик ставит свои внутренние корпоративные акты выше российского законодательства, непонятно.
Как непонятен и отказ в выплате страховки пострадавшей во время исполнения своей служебной деятельности бортпроводнице. Мало того, что отказывают, так еще и осуществляют на нее массированное давление – подавляют психологически, прессуют, а теперь еще и перешли к активным действиям: получившей вред здоровью стюардессе поменяли расписание рейсов. Стало больше коротких и ночных, хотя у нее, как уже не раз упоминалось, есть малолетний ребенок. Фактически девушку принуждают сдаться и просто уволиться. Но она не привыкла отступать перед трудностями.
Чтобы летать рейсами «Аэрофлота», всем нам нужно большое мужество. А работать на них – так и вообще – склонность к героизму. Тем более, есть люди с активной гражданской позицией и практическим знаниями законов и жизни, готовые оказать пострадавшей бортпроводнице и ее ребенку поддержку. Удачи им и смелой женщине. Как и всем пассажирам «Аэрофлота»… Им уж она точно не помешает.