«А нам летать охота»: ради роста прибыли «Аэрофлот» превращает своих сотрудников в рабов
Говорят, уговор дороже денег. Что же тогда можно сказать о договоре? Казалось бы, если он официально заключен и подписан, то вносить в него задним числом какие-либо изменения не только нечестно и абсурдно, но еще и незаконно. Но так почему-то не считает крупнейший российский авиаперевозчик – компания «Аэрофлот», взявшая себе за правило относиться к собственным сотрудникам, как к бесправным рабам.
При поступлении на службу каждый будущий работник обязывается заключать с перевозчиком коллективный типовой договор. Который «Аэрофлот», как это ни странно, может изменить в любой последующий момент времени. В свою пользу, разумеется. Бортпроводники и пилоты, в большинстве своем, не имеют специальных юридических знаний, чтобы заметить подвох. Подписывают, а потом с удивлением и ужасом наблюдают, как нарушаются их права. То есть превращаются фактически в рабов – людей, которые не могут защитить свои интересы, столкнувшись с громадной бездушной махиной в лице руководства «Аэрофлота». Которое не стыдится обирать даже молодую мать, получившую травму во время выполнения своей служебной деятельности.
Несчастье со стюардессой
В самом конце февраля этого года лайнер российский авиакомпании «Аэрофлот» прибыл в Малагу – курортный город в Испании. И экипажу предстояло задержаться там еще на сутки. Но не для того, чтобы отдыхать, а в ожидании следующего рейса в Москву, который был намечен только на следующий день.
Заселившись в скромный отель, команда направилась в находящийся поблизости продуктовый магазин – купить что-нибудь поесть. Там с одной из стюардесс произошел очень неприятный случай: на глазах у всех она неожиданно рухнула, как подкошенная, прямо на каменный пол, сильно разбив голову. Хлынула кровь, окружающие и ее коллеги сначала растерялись, но быстро пришли в себя и вызвали местную «Скорую помощь». Та спешно доставила пострадавшую в больницу.
Испанские врачи с трудом привели девушку в чувство и зафиксировали многочисленные травмы, в том числе и черепно-мозговую, которые та получила в результате падения. После чего провели тщательное обследование, чтобы установить причину потери сознания вроде бы абсолютно здоровой на вид бортпроводницей. Были сделаны тесты и на присутствие в ее крови наркотиков и алкоголя: никаких стимуляторов не было и в помине. Молодая женщина была обескуражена и напугана: что с ней случилось, в самом деле? Вдруг что-то серьезное? А ведь дома ждет маленький ребенок, ради которого она и согласилась на тяжелую и порой смертельно опасную работу в воздухе.
Причиной обморока, повлекшего за собой падение на твердый каменный пол и получение ушибов и травм, стала высокая степень переутомления и недостаток сна. Члены экипажа российского авиалайнера не были удивлены таким результатом: ведь их всех заставляют работать практически на износ: сокращают время между полетами, внося изменения в расписания рейсов таким образом, что пилоты и бортпроводники не успевают как следует отдохнуть. А ведь это люди, от действий которых зависят жизни сотен людей! Только за последний год случилось несколько страшных катастроф отечественных самолетов. И причиной почти всегда становился человеческий фактор. Но разве можно винить только конкретного пилота? А не стоит ли заодно осудить и его начальство, не способное организовать работу летных экипажей так, чтобы они могли в полной мере обеспечивать безопасность пассажиров?
«Сегодня я к тебе вернусь, моя неласковая Русь…»
Так поется в известной песне, и то же почувствовала наша героиня, когда спустя несколько дней прибыла в Шереметьево. А там ее сразу же заставили отправиться в пункт медицинской помощи. Хотя работающие в нем врачи не уполномочены выдавать никаких заключений о состоянии работника в подобной ситуации. Ведь стюардессу продержали в испанской больнице двое суток, и возвращаться домой ей уже пришлось не в качестве бортпроводника (она была на это после полученной тяжелой травмы просто неспособна), а как обычному пассажиру.
Пострадавшая вынуждена была взять больничный и пройти полное медицинское обследование в московской клинике. А тут подоспел и счет за лечение в Испании: немаленький, как вы понимаете. Но стюардесса рассчитывала на выплату по страховке, которая была на нее оформлена в момент принятия на работу – одновременно с тем самым поистине волшебным, изменяемым в любую минуту по желанию начальства договором. Однако руководство компании «Аэрофлот» категорически отказалось выплачивать своей сотруднице положенную ей по закону компенсацию. Их аргументы неубедительны и смешны: мол, не во время же полета упала и не в салоне самолета, а в магазине между рейсами.
Но на самом деле в это время стюардесса находилась в вынужденной командировке, потому что оставалась на испанской земле не собственной воле, а по работе: так в «Аэрофлоте» составили расписание рейсов. Многочисленные прецеденты, рассматривавшиеся, в том числе и в Верховном суде РФ, доказывают, что в подобных случаях решение всегда выносится в пользу пострадавшего работника. Он получил травму во время исполнения своих служебных обязанностей. А это значит, что он имеет полное право на получение страховых выплат.
Однако начальству «Аэрофлота» на закон откровенно плевать, как и в случае со своим типовым договором. Оно ни в какую не соглашается с доводами рассудка и почти что силой заставляет пострадавшую подписать выгодный ему акт проверки, то есть отказаться от получения страховой премии. А для этого не гнушается самыми неприятными и отвратительными способами получения ее согласия.
Грязные методы «Аэрофлота»
На получившую тяжелые травмы и оставшуюся с большим счетом из испанской больницы стюардессу идет массированная психологическая атака: ее откровенно травят, всячески пытаясь добиться своего. Ей поменяли расписание рейсов, сделав его еще более опасным для ее здоровья. Больше стало коротких и ночных перелетов – и это несмотря на то, что на иждивении у бортпроводницы находится маленький ребенок.
Запугивание и репрессивные меры – так «Аэрофлот» обращается со своими работниками, от которых зависит жизнь тысяч людей. Обвинять легко, а кто защитит самих пилотов и стюардесс, ставших практически рабами огромного российского авиаперевозчика?
Наращивая число рейсов, компания заботится только о росте собственной прибыли. Это тот самый случай, когда количество идет в ущерб качеству. А ставка очень высока – недавние авиакатастрофы это горько доказывают. Нужно уметь защищать свои права. И пострадавшей стюардессе стремятся помочь те, кто неравнодушен к чужой беде, а главное, считает, что закон нужно соблюдать. Даже если ты – сам великий и могучий Его Величество «Аэрофлот».