«Вас тут не летало»: как в «Аэрофлоте» не выплачивают страховки пострадавшим работникам
Большинство из нас мечтает иметь стабильную и интересную работу. Да еще, чтобы за нее хорошо платили. Да еще, чтобы нормированный рабочий день. Но не все профессии дают такую возможность. Особенно те, которые традиционно принято считать романтическими: геологи, полярники, моряки, летчики… И, конечно, стюардессы – красивые, длинноногие, с аккуратным пучочком под пилоткой. Да еще и вежливые, услужливые. В общем, мечта… Раньше многие девушки мечтали стать бортпроводницами на белоснежных лайнерах. Особенно после фильма «Мимино». Потому что красиво, сексуально, да еще и усатые брюнеты влюбляются.
К сожалению, все эти мечты разбивались даже в советское время, столкнувшись с жестокой действительностью. Потому что по много часов на ногах, потому что фактически «подай-принеси», потому что нужно терпеть этих-всяких… некультурных личностей. Да и ежедневный риск, особенно учитывая, сколько происходит авиакатастроф. А это дополнительная психологическая нагрузка, в общем, нервы… И не все там модельной внешности, и не всем встречаются принцы. Это не девушки-картинки, это наши прекрасные и сильные женщины-трудяги, которым зачастую не до красоты – своей и облаков в небе, им детей кормить надо.
И которым приходится защищать свои права. И отбивать откровенные оскорбления работодателей. В 2017 году стюардессы компании «Аэрофлот» подали на нее в суд – за дискриминацию. Потому что с июля 2016 года работать на международных рейсах стали разрешать только «молодым и худым» бортпроводницам. Всех женщин тогда массово сфотографировали и измерили, а некоторых даже взвесили. Помните, где так делали? Правильно, в концлагерях. Унижение человеческого достоинства, однозначно. Сотрудниц, размер одежды и возраст которых не подошел под новые правила «Аэрофлота», определили в группу «старые, толстые и страшные». К ним стали применять более строгие критерии на осмотре у врачей при прохождении летно-экспертной комиссии.
В итоге Мосгорсуд, уже после апелляционной жалобы одной из пострадавших в результате дискриминации стюардесс, признал неподлежащим к применению подпункт 7.1 требований «Аэрофлота» в части предъявления требований к размеру одежды. Хотя нам, как пассажирам, честно говоря, хочется, чтобы нас обслуживали сильные и крепкие бортпроводники. Которые в случае «не дай Бог чего» и дверь из салона откроют вовремя, и трап надувной спустят. А на субтильных нимф мы можем и в балете посмотреть.
Кстати, тогда же стало известно, что стюардессам бизнес-класса порекомендовали выслушивать просьбы клиентов, «присев на корточки». Большинство отказалось, потому что «это не предусмотрено инструкцией и вредно для сосудов». Это все к вопросу унижения человеческого достоинства. А почему же тогда сразу на колени не вставать перед летящими в бизнес-классе «небожителями»?
Вот так «Аэрофлот» относится к своим сотрудникам – как к крепостным. Да еще и загоняет их в рамки коллективного договора, изменить который, в нарушение всех законов, может в любой момент. А еще лишает законных страховок для компенсации лечения травм, полученных на работе. И не щадит никого – даже молодых матерей.
Когда падают стюардессы
После этой истории еще меньше девушек захочет связывать свою жизнь с небом. Хотя, скорее, связываться с «Аэрофлотом». В самом конце февраля 2019 года одна из как раз тех, кому разрешают летать на международных рейсах, прибыла в испанский городок Малагу в составе летного экипажа крупнейшего российского авиаперевозчика. Путь обратно предполагался только на следующий день, поэтому коллеги решили прогуляться и заодно прикупить немного еды в местном магазине.
Там одной из девушек стало плохо, и она, потеряв сознание, рухнула на пол. Упала очень неудачно, разбив голову в кровь. Прибывшая «Скорая» увезла пострадавшую в больницу. Там ее продержали два дня, обследовали и зафиксировали многочисленные ушибы и травмы, включая черепно-мозговую. Девушке даже с постели не разрешали вставать, опасаясь рецидива, и хотели продержать на больничной койке подольше, но она отказалась. Потому что в Москве оставался маленький сын.
Медики, скрепя сердце, ее, конечно, отпустили. Посоветовав беречь себя и побольше отдыхать. Потому что причиной потери сознания стало общее переутомление на фоне постоянной нехватки сна. Стюардесса «Аэрофлота», как и многие ее коллеги, попросту не успевала восстановиться, мотаясь по бесконечным рейсам. К слову, никаких запрещенных веществ и алкоголя в ее крови обнаружено не было. Она девушка положительная, ничего не употребляет и ведет здоровый образ жизни. Вот только с полноценным отдыхом как-то не получается – по вине работодателя.
Без жалости
Однако тот и не думал как-то компенсировать свою вину. Наоборот: задумал лишить пострадавшую сотрудницу даже полностью законной выплаты по страховке. Которая нужна ей для оплаты гигантского счета, пришедшего из испанской больницы. Договор страхования был подписан сторонами одновременно с трудовым: работа-то опасная.
Но аэрофлотовское начальство с самого первого дня стало относиться к своей работнице, и так еще плохо себя чувствовавшей, совершенно безжалостно. Буквально с трапа самолета, прибывшего в Москву из Испании, ее отправили в медпункт Шереметьево «на обследование». Какое там может быть обследование в таких условиях? Что в этом понимает работающий там персонал?
Бортпроводница взяла больничный и прошла обследование уже в московской клинике. После возвращения на работу в «Аэрофлоте» ей устроили настоящий ад. Была создана специальная комиссия для расследования несчастного случая. Хотя что там расследовать? Есть документы из больницы, есть даже свидетельства очевидцев. Выплатите положенную страховку и займитесь своими делами, чтобы у вас самолетов меньше прямо на взлетной полосе сгорало. Но нет – пострадавшей устроили не проверку, а настоящее судилище, на котором великими инквизиторами выступили:
- Е.И. Фролова – заместитель директора департамента обслуживания на борту (она и была председателем специально созданной по этому случаю комиссии);
- И.В. Игумнов – начальник отделения кабинных экипажей №9 департамента обслуживания на борту;
- Е.В. Иванова – начальник отделения кабинных экипажей №6 департамента обслуживания на борту;
- М.А. Ходырев – ведущий инженер по охране труда группы охраны труда отдела охраны труда и окружающей среды;
- В.Г. Макеев – председатель профкома департамента обслуживания на борту;
- М.Ю. Леднев – начальник отдела охраны труда и окружающей среды ПАО «Аэрофлот».
«Комиссия» пришла к выводу, что травмы были получены в нерабочее время, поэтому «мы как бы вам ничего и не должны, дорогая». А то, что бортпроводница задержалась в Малаге, когда дома грустит без мамы малыш, не по своему хотению, а по аэрофлотовскому велению – так это как бы и все равно.
Несмотря на то, что в России было много подобных инцидентов, когда человек получал увечья во время командировки, и суды всегда становились на его сторону. Даже если он упал в ванной отеля и ногу сломал. Потому что не было коврика антискользящего в этой самой чужой ему ванной. А в своей, домашней, он есть. Поэтому человек привык к определенному алгоритму действий, у него даже тело работало автоматически, можно сказать, вот и пострадал. И суды это понимали. А «Аэрофлот» нет.
Прессование пострадавшей
Члены комиссии активно давили на сотрудницу, заставляя подписать акт проверки и отказаться от выплаты страхового возмещения. Она стойко отказалась. Тогда ей начали целенаправленно ухудшать условия труда: стало больше коротких и ночных рейсов, хотя у нее маленький ребенок. И психологическое давление ни на день не прекращалось.
Но девушка решила защищать свои права. И в этом ей помогают компетентные юристы и люди, неравнодушные к явной несправедливости. Что ж ты такой жадный-то, дядя «Аэрофлот»? Сам билеты по бешеным ценам продаешь, даже Президент этому удивлялся в свое время. А отнять у одинокой матери с ребенком положенное по закону не грех? Тем более, ей лично эти деньги и не достанутся в любом случае: они нужны только для покрытия больничных расходов. Эх… Стыдно и обидно за крупнейшего отечественного авиаперевозчика. Лицо страны в некотором роде. Только какое-то уродливое получается…