Речные круизы по российским рекам продаются хорошо
Судя по опросу, проведенному RATA-news, в условиях кризиса рынок круизов по российским рекам демонстрирует относительную стабильность.
Директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев, считает, что в ситуации с продажами ничего критического нет. В четвертом квартале 2008 года продажи путевок на летнюю навигацию в турфирме даже увеличились на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. В январе-феврале этого года увеличение продаж составило от 5% до 7% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Но уже в марте 2009 наблюдалось 5-процентное падение спроса. Алексей Растегаев оценил глубину продаж как хорошую, поскольку она аналогична прошлогодней. На сегодняшний момент у компании «Круиз» продано в среднем 60% мест на длинные рейсы летней навигации (7-10 дней). На маршрутах Волгоград – Казань – Волгоград и Волгоград – Ростов-на-Дону – Волгоград каюты проданы даже на 67%. Как и раньше, много заказов на корпоративные поездки. Интересно, что в этом году каюты повышенной комфортности продаются в первую очередь, затем «уходит» средний уровень. В прошлом году было наоборот.
Немного хуже у компании «Круиз» обстоят дела с продажами на май и с маршрутами выходного дня (Волгоград – Астрахань – Волгоград). Но и тут, по мнению г-на Растегаева, ситуация далека от тревожной, так как на теплые летние уик-энды билеты обычно продаются за неделю до рейса, и теплоходы заполняются битком. Проблема лишь в турах на майские праздники. Ведь спрос на весенние поездки напрямую зависит от погоды в день продажи. Пока апрель погодой не баловал, покупательской активности не было.
Генеральный директор компании «Водоходъ» Александр Трофимов также констатирует небольшое отставание по продажам на внутреннем рынке, связанное с затяжной весной. «Как станет теплее – продажи пойдут», – считает он. А вот рынок въездного туризма в круизном сегменте демонстрирует объем, аналогичный прошлому году. Но изменилась национальная структура турпотока: почти нет американцев, зато увеличилось количество круизных туристов из Европы, в частности, из Франции и Германии. В целом, по оценке г-на Трофимова, российские круизные цены для иностранцев выросли на 6%, для россиян – на 10%. Он объясняет это 40-процентным увеличением стоимости продуктов питания. Кроме того, в цене поднялось экскурсионное обслуживание. «Стоимость экскурсий увеличилась в среднем на 22% еще осенью прошлого года, – пояснил г-н Трофимов. – Сейчас же рост стоимости по сравнению с осенью 2008 года невелик – плюс 2%».
По информации Алексея Растегаева, ценыкомпании «Круиз» по разным направлениям поднялись от 7% до 12% на высокий сезон (июль-август). Это связано не только с подорожанием питания и экскурсий, но и с увеличением стоимости топлива, а также портового обслуживания. Но цены на майские праздники удалось удержать на прошлогоднем уровне.
В нижегородской компании «Гама» круизные цены не поднимали не только на май, но и на сентябрь. «Надо дать возможность людям воспользоваться ситуацией, – пояснил политику фирмы генеральный директор Дмитрий Галкин. – Ведь у нас более 70% – возвратные клиенты. Именно они сдерживают падение спроса, спасают от катаклизма». Дмитрий Галкин считает, что продажи уменьшились, и дает отрицательный прогноз на навигацию этого года – минус 20% по отношению к предыдущему году. «Мы рассматриваем ситуацию со здравым оптимизмом, – говорит г-н Галкин. – Если удержимся в этих пределах, будем считать, что план выполнили». Согласно плану компании «Гама» навигация сократится на разных теплоходах на 10-20 дней. Самое крупное сокращение по теплоходу «Попов»: со 135 до 104 суток. Дмитрий Галкин оценивает текущую глубину продаж как хорошую. Так, на сентябрьский рейс Москва – Астрахань уже продано более 60% мест. На 100% проданы каюты на теплоход «Попов», идущий по маршруту Санкт-Петербург – Нижний Новгород с 3 по 10 сентября. Майские маршруты Нижний Новгород – Москва (стартуют после 9 мая) продаются вполне прилично – уже выкуплено 45% мест. Июнь продан чуть менее 45%, июль-август – на 40%. Цены на июнь-август выросли на 10%.
Заместитель директора по продвижению туристической компании «Инфофлот» Андрей Михайловский сообщил, что его компания ощутила спад спроса после Нового года, прежде всего, со стороны турагентств, а не частных клиентов. «В ответ мы запустили программу лояльности для своих партнеров, – вспоминает г-н Михайловский. – Сделали более гибкой схему сотрудничества, а также стали разъяснять коллегам преимущества речных круизов перед другими видами отдыха. Сейчас ситуация со спросом от агентств нормализуется. Запуск прошлой осенью системы online-бронирования также помогает агентствам более оперативно работать с нами, исключая лишние временные и финансовые траты на звонки и факсы».
Спрос на длинные круизы (более 10-12 дней), продажи которых «Инфофлот» начал еще в октябре 2008 года, аналогичен прошлогоднему, а по некоторым направлениям примерно на 10-15% лучше. Блок ранних продаж (октябрь-ноябрь) был вообще на 30% лучше аналогичного периода предыдущего сезона. Самые популярные направления – Москва – Пермь/Уфа – Москва, Москва – Ростов-на-Дону – Москва и Москва – Соловецкие острова – Москва. На Соловки в этом году компания «Инфофлот» поставила новый комфортабельный теплоход, и средняя загрузка всех трех рейсов на это лето на сегодняшний день составляет 80-100%.
Г-н Михайловский считает, что речные круизы в сложившейся ситуации обрели дополнительную привлекательность для туристов. Так как это отечественный продукт, колебания курсов валют не сказываются на его цене. «В наступающем сезоне впервые за последние годы, мы воздержалась от планового подъема цен на путевки в течение сезона продаж, – сообщил г-н Михайловский. – Обычно продажи начинались 1 октября, а цены корректировались в сторону увеличения с 1 января и с 1 марта. Но в этом году мы планируем всю навигацию работать по ценам, которые были утверждены в момент начала продаж, еще в октябре прошлого года». Г-н Михайловский рассказал, что у компании «Инфофлот» были опасения низкого спроса по коротким круизам на весну и лето. Но опасения начали таять вместе со снегом на улице. Динамика продаж первых непродолжительных круизов сезона (это майские праздничные рейсы) в точности повторяет прошлогоднюю. Рейсы на июньские праздники также уже загружены на 30-50%. Среди покупателей немало корпоративных заказчиков, опасения по исчезновению которых были сильны в начале года.