Оздоровительный туризм может вернуть интерес к отдыху в России
В рамках 9-й Московской международной туристической ярмарки (MITF-2009) эксперты и представители отрасли обсудили перспективы развития внутреннего туризма в условиях кризиса. По данным Международной туристической академии, в настоящее время лишь 2% российских граждан имеют возможности для путешествий.
"Официальная цифра – 13 миллионов: столько туристов выехали за рубеж в 2008 году, но ведь многие из них выезжали по четыре раза. Сейчас цены растут, а личный бюджет на туризм уменьшается", - заявил, в частности, член Международной туристической академии Михаил Биржаков. При этом средняя зарплата по стране - 12 тысяч рублей, поэтому чем больше дорожает отдых – тем меньше людей способны за него платить.
Однако российский туристический сектор массово не снижает цены на отдых, в отличие от зарубежных стран, что делает отдых в России еще менее конкурентоспособным. С таким мнением выступил президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Он считает, что туристы, скорее, переориентируются с организованных туров на частный сектор, а также будут продолжать ездить за рубеж: ведь иностранные курорты подготовили спецпредложения, с которыми России трудно конкурировать по цене и качеству.
Одновременно с тем уменьшается государственный бюджет, направленный на поддержку туризма. Так, туристические бюджеты регионов в среднем снижены на треть, а в Санкт-Петербурге даже в три раза, сообщает RATA-News.
Эксперты рекомендуют развивать региональный туризм, делая упор на оздоровление с познавательной составляющей. Spa- и wellness-отдых в мире очень востребован, но и в России для его развития есть множество возможностей, которые необходимо использовать. В нашей стране сейчас действует более 5 тысяч санаториев. Многие здравницы не загружены, и в этом направлении можно вести работу, создавая качественный туристический продукт по доступным ценам.
Вместе с тем участники встречи отметили два положительных момента влияния кризиса на российский туризм. Во-первых, люди начали экономить и стали более разборчивы – а это отсечет с рынка недобросовестные предложения. Во-вторых, турбизнес ожидает приток свежих кадров. Дело в том, что около 5 лет назад регионы начали разрабатывать свои программы развития туристической отрасли, но для их осуществления было недостаточно квалифицированных работников. Сейчас же наступило самое подходящее время обучать и использовать трудовые ресурсы, высвобождающиеся из других отраслей, для развития туризма.