В России будут развивать яхтенный туризм
В городе Плес Ивановской области прошла конференция «Развитие речного яхтенного туризма в Российской Федерации».
Мероприятие было организовано Ростуризмом и администрацией Ивановской области при участии представителей Минспорта и РосОЭЗ. В конференции приняли участие представители 11 регионов из центральной России, Поволжья и Вологодской области.
«В России 100 тыс. километров внутренних водных путей. У России есть все, чтобы стать Меккой яхтенного туризма», – этими словами начиналось послание министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко к участникам конференции.
Однако сегодня яхтенный туризм в России находится на самой ранней стадии развития. В крупных расположенных на воде городах существуют яхт-клубы, объединяющие владельцев яхт, в некоторых городах проходят регаты. Но, за редким исключением, яхт-клубы располагают очень скромной инфраструктурой, чаще всего – это только причалы, «заправок» и сервисных центров там нет.
Лучше всего яхтинг развит на Волге. Здесь яхт-клубы есть не только в крупных, но и в малых городах. Больше всего яхт-клубов в Тверской области – семь, что связано с близостью Московского моря к Москве. В одном из яхт-клубов, в Завидово, есть вся необходимая инфраструктура: причалы, заправочная станция, сервисный центр. Остальные пока не могут предоставить полный спектр услуг.
По оценкам экспертов, количество яхт на Волге ежегодно удваивается. По словам председателя комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области Николая Иванова, за последние три года количество яхт в области увеличилось втрое, и на сегодня их больше 600. Кроме того, за прошлый сезон было зарегистрировано 1700 гостевых посещений. Ежедневно в акватории Московского моря находится более 2 тыс. яхт. И эти цифры на несколько порядков уступают европейским показателям.
Но совершить путешествие по Волге владельцы яхт не могут, потому что если причалы в крупных городах по пути следования есть (яхты могут пришвартовываться к тем же пристаням, что и круизные суда), то «заправок» и сервисных центров – нет. Пару лет назад группу яхтсменов, совершавших путешествие между Москвой и Санкт-Петербургом, сопровождал следующий по дороге бензовоз. Если в этом году, как планировалось, будет построена «заправка» в яхт-клубе в Рыбинске, тогда можно будет совершить переход от Твери до Плеса. Когда завершится строительство яхт-клуба в Плесе, в распоряжении яхтсменов будут 400 км акватории без шлюзов между Рыбинскими и Городецкими шлюзами.
Региональные власти приходят к пониманию, что яхтенный туризм может обеспечить приток туристов и уже приступили к разработке концепции его развития. И яхтсмены настаивают на том, что яхтинг нельзя позиционировать как элитарный вид отдыха: покупка, содержание и обслуживание «бюджетной» яхты доступно людям со средним достатком, а арендовать яхту и вовсе могут многие.
Так, в Татарстане разрабатывается концепция развития яхтинга в туристско-рекреационных зонах, в первую очередь в «Камских полянах». В Костроме разрабатывается проект территории для привлечения инвестиций, в том числе там предусмотрен и яхтенный комплекс. В Плесе уже начаты работы по строительству гостевых причалов яхт-клуба в исторической части города. Техническая инфраструктура будет вынесена за пределы города, на сегодня рассматриваются четыре площадки. По словам Николая Иванова, есть инвесторы, которые хотели бы построить яхт-клубы в Тверской области, но там их уже достаточно. Необходимы проекты, которые могли бы привлечь их к строительству яхт-клубов в городах вниз по Волге.
Но, чтобы «запустить» механизм развития яхтенного туризма, необходимо проделать гигантский объем работы. На сегодня полностью отсутствует законодательная база, которая позволила бы развивать яхтинг. Тогда как документы, регламентирующие судоходство по внутренним водам, фактически препятствуют этому. Развитие инфраструктуры, в первую очередь заправочных станций, причалов и дебаркадеров, поддержание фарватера в должном состоянии, разработка стандартов для яхт-клубов и яхтенного турпродукта, внесение изменений в правила прохождения шлюзовых сооружений, создание центров обучения, строительство яхт в России, обеспечение безопасности – вот лишь краткий перечень необходимых для развития яхтинга мер, требующих законодательной поддержки. Участники конференции также отметили, что, как и под любые объекты гостиничной и туристской инфраструктуры, очень сложно получить участок земли для строительства яхт-клуба. Выход – частно-государственное партнерство.
Таким образом, сегодня, в первую очередь, необходимо разработать концепцию развития яхтенного туризма. Что же касается именно Волги, то нужна концепция ее развития как единой акватории.
Заместитель директора Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ Игорь Еремин сообщил, что министерство приступило к разработке концепции целевой программы развития туризма до 2025 года. Было принято решение объединить в этой программе несколько целевых федеральных программ, касающихся развития туризма. Программа развития яхтинга также должна войти в новую целевую программу развития туризма. .
Заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Дмитрий Федоткин заметил, что в четырех из семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа есть условия и планы по развитию яхтенного туризма – в Калининградской области, Краснодарском крае, Иркутской области и в Республике Бурятия.