Берлин празднует 90-летие Баухауза

Берлин празднует 90-летие Баухауза

31.07.2009
Новости / Праздники/ Германия

Прошло вот уже 90 лет со дня основания Высшей архитектурно-художественной школы Германии - Баухауза. Вплоть до октября 2009 года Берлин будет праздновать это событие. По этому поводу открыта самая крупная, когда-либо организованная выставка-ретроспектива, объединившая тысячи произведений искусства этой школы, которая стала главным художественным течением XX века.
Экспозиция, представленная в выставочном центре Мартин-Гропиус-Бау, называется "Баухауз - концептуальная модель" и охватывает 14 лет (1919-1933) этого авангардистского течения, которое повлияло на все области искусства, от рисунков до дизайна, от архитектуры до сцены.
Школа Баухауз (в переводе с немецкого "дом строительства") была основана в 1919 году в Веймаре, в 250 км к юго-западу от Берлина. Более 200 студентов учились здесь, причем почти половину из них составляли женщины, для той эпохи явление небывалое и исключительное.
По словам Ульрике Бестген, специалиста из классического Фонда Веймара, основатель школы Вальтер Гропиус "хотел, чтобы художник, архитектор работали не каждый за себя, а в совместном сотрудничестве". Ульрике Бестген является соучредителем этой выставки вместе с Фондом Баухауза в Дессау и Баухауз-Архив/Берлинским музеем дизайна.
Как гласил манифест Баухауза, призывавший разрушить "стену надменности между деятелями искусств и ремесленными дел мастерами", "Решающая цель всех изобразительных работ - это строительство (архитектура)!"
"Гропиус не хотел, чтобы Баухауз стал иконой стиля. Школа давала только художественное направление: искусство должно быть доступным для всех!", - говорит мадам Бестген. У каждого преподавателя был свой собственный стиль, самые известные среди них: Мис ван дер Роэ, Василий Кандинский, Поль Клее и Оскар Шлеммер.
Например, представленная на выставке в Берлине деревянная, полностью выполненная из элементарных фигур и в простых красках колыбель Петера Келера, которую он создал в 1922 году в школе Баухазе, свидетельствует о влиянии мэтра Кандинского.
По иронии судьбы, имя "Баухауз", художественное течение которого позиционировалось, как "доступное для всех", теперь продается, причем дорого, особенно в дизайнерском мире.
Один из самых знаменитых экспонатов этой ретроспективы - кресло "B3" из кожи и стали 1926 года, классика Баухауза, работы Марселя Брёйера.
"Только в 80-х годах это кресло было повторно воспроизведено дизайнерами, которые окрестили его "Vassily Chair" (кресло " Василий") для нужд маркетинга". После этого оно стало пользоваться большой популярностью, - говорит мадам Бестген.
Но не все экспонаты выставки - оригинальные произведения. Посетители должны довольствоваться эскизом знаменитой "Лестницы Баухауза" Шлеммера, так как оригинал 1932 года, является предметом юридического спора в Германии и он не покинул стены Музея современного искусства в Нью-Йорке.
В 1933 году нацисты распустили школу, так как расценивали её искусство, как "дегенеративное". Преподаватели и ученики разлетелись по всему миру, способствуя распространению идей Баухауза.
Впрочем, на выставке есть место и современному наследию этого движения: коллекции предметов, подобранных из интернета и подписанных "Баухауз" - от снежного шара до кубического туалета; она соседствует с воссозданным салоном Ikea, считающегося символом "дизайна для всех".
Юбилей движения совпадает с 20-летием Падения Берлинской Стены. До этого исторического события "было бы невозможно организовать подобную выставку", как утверждает Ульрике Бестген. Действительно, многие работы принадлежали коллекциям Веймара и Дессау, двух городов бывшего ГДР.

На фото:

  1. колыбель Петера Келера. проект 1922 года
  2. Марсель Брёйер. Кресло "Василий"
  3. "Лестница Баухауза" Оскара Шлеммера. 1932 год