Перспективы водного туризма оценили на Форуме стратегов в Петербурге
Панельная сессия на тему «Водный туризм в региональных стратегиях: задачи и перспективы» стала одной из ключевых на юбилейном, ХХ, общероссийском Форуме стратегов. Форум проходил в Петербурге, по общему признанию, российской столице туризма на воде, при этом для многих регионов отдых на теплоходе может стать стратегическим направлением в развитии отрасли. Свидетельством тому широкий круг участников, представлявших различные регионы страны и, конечно же, обе столицы — Москву и Петербург.
Актуальности обсуждению добавил опубликованный в дни проведения форума перечень поручений президента России Владимира Путина по итогам заседания Президиума Госсовета по туризму. Одно из поручений главы государства правительству впрямую посвящено развитию круизного туризма, причем даны очень конкретные указания. В частности, о финансировании строительства на российских верфях не менее 140 круизных судов класса «река — море» в рамках программы льготного лизинга.
— Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Государственной думы уже начал работу над выполнением поручения президента. Создана рабочая группа по речному и яхтенному туризму. Наша страна обладает большим потенциалом для развития водного туризма. Мы провели выездное совещание по проекту «Великий волжский путь», он охватывает сразу пять регионов Поволжья, и все руководители регионов выразили большую заинтересованность в реализации этого проекта. В соответствии с поручением президента будут строиться новые суда, модернизироваться портовые мощности. Отрасль получит серьезный импульс к развитию, — отметил в своем видеообращении к участникам заместитель председателя комитета ГД Сергей Кривоносов.
При этом водный туризм остается, пожалуй, самым привлекательным видом отдыха в регионах, связанных с морями, крупными реками, озерами. Наиболее яркий пример, конечно же, Петербург. По опросам, проведенным среди туристов, около 80 % из них обязательно хотели бы включить в свою программу отдыха круиз или прогулку на теплоходе. Между тем в этом году Петербург уже принял 6,4 миллиона гостей, по итогам года цифра вырастет до 7 миллионов. Легко подсчитать, сколько из них стремятся к отдыху на воде.
— Востребованность водных путешествий, прогулок невероятная. В нашей стране, как и во всем мире, формируется класс туристов, которые предпочтительным для себя отдыхом считают круизные путешествия. Причем абсолютное большинство из них, до 80 %, однажды выбрав отдых на теплоходе, стремятся его повторить. Но тогда возникает задача постоянно обновлять маршруты, чтобы предложить туристу что-то новое. Для Петербурга важна и связь с соседними регионами. Маршрут Москва — Петербург через города Золотого кольца России я считаю одним из самых привлекательных в нашей стране, а может быть, и в мире. Мы вплотную работаем и с Карелией, включая в круизы Валаам, Кижи, — рассказал глава комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев.
Безусловно, есть что предложить и многим другим регионам России. В Казани хотят реализовать пилотный проект по созданию регионального кластера речных перевозок, чтобы связать туристическими маршрутами по воде несколько известнейших городов, расположенных в сотне-другой километров друг от друга. Однако судов для реализации проекта недостаточно.
— Вся Россия гордится Волгой, и каждый турист желал бы проплыть по великой русской реке. Однако число задействованных в перевозках пассажиров судов с каждым годом уменьшается. Великий волжский путь — проект замечательный. Туристы увидят города-крепости, торговые города, ознакомятся с культурой нескольких самобытных народов. И этот проект, и наш пилотный — для средней Волги должны получить государственную поддержку, — считает глава государственного комитета Республики Татарстан по туризму Сергей Иванов.
На самый длинный речной маршрут, протяженностью 2000 километров, по реке Лене приглашают туристов в Республику Саха (Якутия). Есть и более короткие маршруты, например, к уникальному природному памятнику Ленские столбы, находящемуся под охраной ЮНЕСКО. Здесь водный туризм тоже развивается и растет. Однако, как сообщил гендиректор Агентства развития туризма Дмитрий Громов, в их распоряжении только 5 судов, и каждому из них «больше лет, чем гендиректору».
Недостаток туристических судов — одна из главных проблем для большинства российских регионов, и эта проблема была озвучена на сессии Форума стратегов. Актуальна она и для Петербурга, однако судовладельческие компании находят средства и возможности заказывать на верфях новые современные катамараны. Гендиректор ООО «НЕВА ТРЕВЕЛ» Юрий Набатов рассказал о планах до 2030 года построить 16 новых судов.
Среди других проблем — кадровая. Как рассказал первый заместитель руководителя ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Даниил Гладков, 98 % происшествий с судами имеют причиной так называемый человеческий фактор. Однако проблема эта решаемая, тем более для Петербурга, где есть несколько морских училищ. Главное — водный туризм как отрасль на плаву, и поручение президента России открывает для нее новые перспективы для развития.