Студенты ВШУ и бюро Atlas оценят туристический потенциал Минераловодской ветви РЖД

Студенты ВШУ и бюро Atlas оценят туристический потенциал Минераловодской ветви РЖД

11.05.2023
Новости / События и происшествия/ Россия

Студенты Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ совместно экспертами бюро Atlas предложат решения, как превратить Минераловодскую железнодорожную ветвь в привлекательный туристический кластер. Образовательный проект реализуется при поддержке специалистов отдела туризма РЖД.

Правительство Ставрополья планирует увеличить турпоток с 1,8 млн до 5 млн туристов к 2023 году. Идеи студентов ВШУ и бюро Atlas могут быть использованы в проектах комплексного развития курортной агломерации.

«Нам со студентами нравится идея развития железнодорожных путешествий в России. Вдохновляясь и работой с РЖД, и темой развития Кавказских Минеральных Вод в целом, мы хотим предложить “Атлас идей”, сформировать идеальный образ совершенно нового формата коротких железнодорожных маршрутов. Главная роль в этой концепции будет отведена вокзалам. Благодаря современному интересному наполнению, они станут самодостаточной городской достопримечательностью», — отметила руководитель проектов бюро Atlas Дарья Коваленко.

Железная дорога проходит от Кисловодска до Минеральных вод через Ессентуки, Железноводск и Пятигорск. Это самый удобный и экологичный способ перемещаться между городами. Точками притяжения туристов могут стать сами железнодорожные вокзалы. Но только если найти правильный подход к их развитию, продумать новые форматы сервисов для путешественников — открыть там современные музеи, тематические кафе и рестораны, капсульные отели.

Участники проекта изучили международный опыт и обнаружили любопытные кейсы. Например, на станции Гленфиннан Шотландской железной дороги как раз создали интерактивный музей. В современном технологичном пространстве посетители могут узнать об истории строительства и развития железной дороги, получить путеводитель по пешему маршруту до ближайших достопримечательностей, а также остановиться в хостеле, оборудованном в вагоне 1950-х годов.

Второе направление развития туристического кластера, которое предлагают участники проекта, — запуск онлайн-сервисов, в том числе, электронное расписание, аудиогиды, мобильные приложения с готовыми маршрутами и описаниями достопримечательностей на нескольких языках.

Третье — качественное благоустройство привокзальных площадей, которые станут отправным пунктом туристических маршрутов. Целесообразно продумать зоны отдыха и общественные пространства, интегрировать сервисы проката автомобилей и велосипедов.

Пешком от вокзалов Минераловодской ветви можно дойти до музеев, бюветов, видовых площадок. Вдоль всего маршрута и сохранилось более 40 исторических зданий XIX-XX в. Несмотря на богатое наследие, только 6% путешественников приезжают сюда ради знакомства с культурой.

Аналогичная ситуация и с активным туризмом и SPA-отдыхом. Несмотря на то, что в Кавказских Минеральных Водах созданы условия для занятий горным туризмом, альпинизмом, спелеологией, рафтингом, конным спортом и другими видами активного отдыха, за этими сервисами пока также приезжают не более 6% гостей. Причина — отсутствие качественной инфраструктуры и информационной поддержки.

«Эта территория действительно шкатулка с жемчужинами, а сама ветка — нить, на которую эти жемчужины нанизаны. Подобно тому, как исторически железнодорожная артерия вдохнула жизнь в оздоровительные курорты, возрождение вокзалов и прилегающих территорий позволит сегодня переосмыслить глубину курортной и культурной идентичности Минеральных Вод, привлечь сюда поток туристов», — добавила Дарья Коваленко.