Озеро Чад на грани исчезновения!
"Озеро исчезает. Постепенно. На наших глазах", - говорит Джеракубу Дандо из Общества по развитию озера Чад («Sodelac») в Боле, что на западе страны. В 1960 году площадь озера равнялось 25 000 кв.км., а сегодня составляет где-то 8 000 кв.км!!!
"Факторов много", - уточняет Фарадж Магамат, бригадир в «Sodelac». - "Но, главным образом, виновато глобальное потепление".
По данным ООН около 30 млн. человек живет вокруг озера Чад, лежащего на границе Камеруна, Нигерии и Чада.
"Озеро - это наш центр. Отсюда все берут воду, что приводит к понижению её уровня", - считает Дандо. За 10 лет уровень воды снизился более, чем на 1 метр. А количество осадков снизилось за три года больше, чем на четверть. Правда, мнения о причинах такого снижения расходятся.
На севере в Кискире "в 1970-х годах жители обосновались непосредственно на берегу, а сегодня берег находится в 45 км от них!" - говорит Дандо.
Министр по борьбе с бедностью Магамат Мамаду Эдди, родом из поселения Нгилеи, расположенного на берегу озера, вспоминает: "Когда я был маленький, мы плавали в заливчике озера, рядом с деревней. Но сегодня этот небольшой залив высох".
То же самое происходит и в Боле, главном городе у озера, и в Матафо, и в Иссероме.
"Теперь озеро лежит ниже некоторых насосных ирригационных станций. Этим обусловлены огромные убытки в сельском хозяйстве. Подумайте только: у нас 3000 га польдеров (польдер -осушенный и возделанный низменный участок побережья), но около 1 000 га плохо или совсем не поливаются во время повторного засева", - говорит Дандо, в то время как часть чадского населения недоедает.
На озере появляются островки, колонизированные рыбаками или животноводами из Чада, Нигерии, Камеруна и даже с Мали. А местные крестьяне жалуются на уменьшение площади озера.
Вода заросла травами там, где раньше была прозрачная и чистая вода. Теперь же не обойтись без мачете, с помощью которого местные прорубают себе дорогу.
"Становится все труднее плыть на пирогах. А если воды не будет вообще, то о пирогах можно будет забыть!", - говорит Реймонд Джедубум, 15 лет, перевозящий одну семью с одного островка на другой.
«И рыбы не могут жить в такой воде", - говорит Дандо, сетуя на чрезмерную и безрассудочную рыбную ловлю.
В начале года правительство Чада запретило некоторые техники рыбной ловли, а также экспорт рыбы, чтобы как-то сдержать уменьшение её численности в озере.
Что касается численности населения, то на одном только из островков, на Фитине, она уменьшилась с 4000 до 1500 человек. Жители утверждают, что у них нет средств для жизни здесь.
"Вода дает нам пропитание. Теперь её становится все меньше, и нам запрещают ловить рыбу", - возмущается 45-летний рыбак Усман Лаван, собирающийся теперь заниматься сельским хозяйством, ранее служившим лишь дополнительным источником дохода.
"Придет день, когда нам придется искать другое место для жизни", - говорит Адама Гамбо, жена животновода. Они живут то на одном, то на другом острове, переезжая с места на место, чтобы иметь возможность прокормить свой скот. "Наступит день, если ничего не изменится, когда вообще ничего не будет".
Эдди, министр по Борьбе с бедностью, предупреждает: "важно, чтобы люди в Копенгагене знали обо всем происходящем. Уже нужно действовать. Сегодня это коснулось нас, а завтра коснется всех остальных".