Сам себе турагент: плюсы и минусы «самостоятельного» планирования путешествия
В последнее время все чаще возникают весьма оживленные дискуссии о плюсах и минусах «самостоятельного» бронирования туров и покупки путевки у агента. Решили разобрать устойчивые стереотипы и мифы и рассказать о том, кому путешествовать «самостоятельно» противопоказано.
Пожалуй, стоит начать с небольшого ликбеза и определиться с терминологией.
Юридическое понятие «турпродукта» – то есть «классического» путешествия, которое приобретается у туроператора или через агента, существует. А вот понятия «самостоятельного бронирования» в юридическом поле нет.
Под этим процессом каждый понимает что-то глубоко свое: от приобретения готового тура напрямую на сайте оператора, минуя агента, или организации тура через принимающую компанию, до сложных действий, связанных с выбором и покупкой всех услуг у разных поставщиков напрямую.
Но как правило, 90% туристов понимают под «самостоятельной» поездкой просто бронирование на онлайн-платформах вроде Booking.com, Expedia или их аналогов. Который ровно такой же посредник, как и агент или туроператора, ничуть не меньше.
Платформы-агрегаторы, также как и туроператоры, имеют свои контракты с отелями, иногда аналогичные, иногда – другие – это уже зависит от бизнес-процессов в компании. Авиабилеты и те, и те, берут из GDS, если мы говорим, конечно, о турах, сформированных на рейсах из свободной продажи. Точно так же они поулчают от вас деньги, переводят отелям, получают он комиссию от отелей за ваше бронирование.
Туроператор «загоняет в рамки» и «ограничивает свободу»
Но сила маркетинга велика. Среди плюсов бронирований на платформах онлайн-бронирования туристы часто называют «свободу выбора», «отсутствие рамок» и так далее. Это миф первый – «турагент загоняет нас в рамки».
На самом деле, по сути, «самостоятельно» бронируя что-то на агрегаторе, путешественник покупает почти тот же самый «тур», только в другом юридическом поле: в случае возникновения проблем решать их нужно будет с агрегатором (который нечасто готов за что-то отвечать), отелем и/или авиакомпанией.
И хорошо, если вы бронируете услуги у крупной компании, действительно имеющей прямые контракты с поставщиками. А есть еще сотня вариантов разных «витрин», которые просто отображают данные других поставщиков. Бронировать что-либо на таких сервисах и утверждать, что это «самостоятельно сформированный тур» – это почти так же, как купить не у агента, а у подруги агента, которая прислала фотографии отелей.
Но будем честны: технологии работы онлайн-платформ бронирования сервисов по бронированию здорово шагнули вперед. И иногда только за счет удобного интерфейса действительно создается ощущение, что туроператоры «чего-то недодают» в сравнении с агрегаторами.
Однако по факту может оказаться, что 1/3 предлагаемых объектов размещения относится к другой категории (квартиры в обычной многоэтажке, гордо названные «апартаментами», например, а не отели), а половина от оставшихся вообще находится не в нужном месте, а «в радиусе 30 км от...».
В целом, операторы, и онлайн-агрегаторы предлагают, как правило, одни и те же объекты – иногда других просто нет. А вот что, сколько и у кого стоит – вопрос контрактинга и непостоянная величина, которая зависит от внутренних процессов в каждой компании.
Покупать все самостоятельно – дешевле
Второй миф связан как раз с ценообразованием. «Самостоятельно купить – дешевле». Это утверждение не всегда противоречит действительности. Вероятно, при определенном стечении обстоятельств: наличии бонусных миль авиакомпаний, страховки от банка и ряда других условий, – действительно отдельное бронирование билета и отеля может быть выгоднее. Но может быть и ровно наоборот: если отель давно сотрудничает с туроператором (или только с туроператорами), то именно у оператора и будут самые выгодные тарифы. Например, в случае Турции это в подавляющем большинстве случаев именно так и есть.
Авиабилеты из свободной продажи, повторимся, у всех одинаковые. Может выйти дешевле, если сменить вид транспорта и поехать, например, на машине. Но это уже совсем другой тур и другая история. Прямое бронирование отеля на его собственном сайте тоже может быть как выгодным, так и нет.
Но тут как раз очередь замолвить слово за туроператоров: у них-то и бывают уникальные по цене предложения, которые формируются за счет «другой авиаперевозки»: перелетов чартерными рейсами или на выкупленных по фиксированной цене блоках кресел на регулярных рейсах.
Таких возможностей у компаний без туроператорского статуса – нет. То же касается и многих отелей – целые гостиницы или блоки номеров могут управляться непосредственно туроператорами. И тогда хозяин-барин – самостоятельно отвечая за ценообразование, они выставляют стоимость собственных пакетных туров согласно своей маркетинговой политике.
А уж если говорить об экскурсионных турах, предполагающих наличие гида и множественные переезды, то сделать такой же принципиально дешевле «самостоятельно» – это и вовсе что-то из области фантастики, поскольку в групповых турах стоимость трансферов и работы экскурсоводов делится на всех, отчего цена и получается привлекательной.
Путешествовать в одиночестве или своей компанией, наняв индивидуального гида, действительно может быть приятнее и интереснее (смотря какой гид попадется), но дешевле это точно не будет. Это персональное обслуживание, которое априори дороже.
Кстати, надо также иметь в виду, что и риск непредвиденных расходов при самостоятельном планировании – в разы выше. Особенно в начале тернистого пути.
«Ни один турагент не знает, как я хочу путешествовать»
Теперь от технологии приобретения и стоимости тура перейдем к его «идейному наполнению». Иногда самая важная часть «самостоятельности» заключается в том, чтобы досконально изучить все возможности региона, выяснить из открытых источников плюсы и минусы разных перелетов, объектов размещения, построить маршрут, если речь об экскурсионных турах.
Кроме того, есть довольно живучий стереотип, что туроператор будет туристу что-то «навязывать», а турист, соответственно, «упустит» что-то важное для него лично.
На самом деле вопрос просто в том, к кому и за чем именно обращаться. Разные туроператоры специализируются на разных видах отдыха: на массовом или люксовом пляжном сегменте, на экскурсионных и «авторских» маршрутах и так далее.
Как в цветочном магазине странно искать новые занавески и возмущаться, что их там нет, так же странно и приходить за поездкой на тропические острова к компании, которая сделала себе имя на турах по СНГ. Спрашивается, а откуда обычному туристу знать, в чем «сила» того или иного туроператора? Ведь очень немногие из них, к сожалению, дают рекламу для конечного потребителя.
Ответ прост: от турагента. Квалифицированный турагент и поможет не ошибиться, забронировав вам путешествие у правильного поставщика по вашему направлению и предпочтениям. Ни о каком «ограничении свободы» речи нет: вам продадут то, что вам нужно. И даже если вы хотите за рулем покататься на машине по джунглям Шри-Ланки, отговаривать никто не будет (хотя, вероятно, и стоило бы), но могут посоветовать, как не попасть в неприятные приключения.
Планирование путешествия, связанное с закидыванием профильных «туристических чатов» сотнями вопросов тоже весьма условно можно считать «самостоятельным». Скорее в таком как раз случае турист как бы предлагает другим туристам за него решить, что, когда и как ему стоит делать, куда пойти, где сделать визу и т.п. Но вот только эти советы давать будут совсем незнакомые люди, о квалификации и опыте которых ничего не известно. И которые ни за что не отвечают.
Вот тут, например, мы писали даже про «курсы для самостоятельных путешественников». То есть бесплатно узнать нужные сведения от турагента (эти услуги уже включены в комиссию, которую он получит от туроператора) клиенты не готовы – «это ограничивает нашу свободу!», а платить за них деньги непонятным людям «из интернета» – готовы.
Настоящие эксперты в области самостоятельных путешествий отмечают, что, вопреки расхожему убеждению, в реальности дело обстоит с точностью наоборот.
Сам психотип человека, который не может, не хочет или не способен самостоятельно найти в интернете нужную бесплатную информацию о стране, распродажах авиакомпаний и пр, но который готов платить за «упакованную инструкцию» на различного рода «курсах дешевых путешествий» – это уже противопоказание для любых самостоятельных поездок. Как и стремление бесконечно осведомляться о том, «как правильно….» у других: в чатах, группах, сообществах.
Самостоятельное путешествие – оно на то и самостоятельное, чтобы принимать собственные решения. А отель при этом можно забронировать и у оператора, если дешевле, и у агрегатора, и на сайте отеля – не имеет значения.
Самостоятельность предполагает ответственность
Есть и еще одна важная вещь, которую очень часто не понимают туристы, желающие отличиться, сэкономить или по каким-то другим причинам полететь куда-то «самостоятельно». Безусловно, делать это можно. Но только если у вас есть минимум три вещи:
- хорошая (недешевая) медицинская страховка;
- финансовая подушка (запас денег на картах, наличными, и т.п.);
- деньги на постоянную мобильную связь и интернет за рубежом (e-SIM, роуминг, и т.п.)
- и главное – четкое понимание что делать в случае, если что-то пойдет не так.
К сожалению, у энтузиастов с намерениями «экономно или за копейки объездить 100 стран безо всякого туроператора» со всеми тремя названными компонентами в большинстве случаев все плохо.
«В туристических чатах регулярно вижу туристов, которые берут с собой только наличные «впритык». Причем настолько, что у них иногда не хватает на последний день и они ищут возможность «поменять рубли. Для удешевления некоторые новоиспеченные самостоятельные туристы даже пытаются отказаться от медстраховки. При этом на вопрос «где ты возьмешь несколько тысяч долларов в незнакомой стране, если сломаешь руку?», они ответить не могут. Просто надеются, что такого или никогда не произойдет, или точно не с ними», – рассказывает Александр Андреев, тревел-журналист, автор телеграм-канала «Оттудова», админ нескольких туристических чатов в Телеграм.
Ранее страховщики также отмечали склонность наших сограждан пользоваться интернетом за рубежом только в отеле, в итоге они не включают роуминг, экономят, не могут дозвониться до больниц, колл-центров страховых и т.п.
«В случае даже самой банальной отмены рейса или болезни, такие «самостоятельные» планировщики путешествий теряются. Они просто садятся на ступеньках аэропорта и плачут. Денег нет, связи нет, карт нет, туроператора нет, а ближайший рейс через три дня и стоит сотни тысяч. Таким гораздо проще и беспроблемней было бы полететь с туроператором», – резюмирует эксперт.
Когда действительно следует планировать путешествие без туроператора
Какие же настоящие плюсы у «самостоятельного» планирования и бронирования?
Нет, «самостоятельно» бронировать поездки объективно не всегда «прямее» и дешевле. Туроператор тоже не собирается ограничивать ничью свободу, а, напротив, бесплатно предоставит информацию, за которую иные готовы платить.
Плюс есть, но, в сущности, он один. Самостоятельное планирование – это совершенно другой опыт. И эмоциональный – в том числе. Это возможность глубже погрузиться в технологии туристической отрасли и получить много знаний о том, как устроены транспортные системы и индустрия гостеприимства в разных странах. Да, 80% из этой информации, скорее всего, никогда не пригодится тем, чья жизнь не связана с туризмом, но это просто интересно.
И если этого живого любопытства и желания именно на своем опыте проверить, что, где и как, у вас нет, – а вместо него есть стремление покупать курсы для путешественников или спрашивать у чата, как купить билеты и в Таиланд, то лучше и логичнее все-таки воспользоваться услугами профессионалов.
А вот если присутствует нестерпимое желание найти себе на голову приключения и половину отпуска их радостно «разруливать», опоздать на поезд и застрять ночью где-то в сельской глуши или перепутать два китайских города и приехать не в тот, – то, несомненно, увлекательный мир самостоятельных поездок ждет именно вас!