Поезда в Японии – больше, чем поезда
Железнодорожный транспорт является основным средством передвижения в Японии. Города просто пронизаны железными путями, в отличие от сельской местности, где их не так много. Иногда поездка на поезде превращается в Японии в настоящий туристический аттракцион!
Японцы не просто любят поезда, а преклоняются перед ними. Действительно, ведь это их обычный, ежедневный способ передвижения, особенно это касается горожан.
Вездесущие городские железные дороги
Поезд является неотъемлемой частью городского японского пейзажа. Линий так много, и они пересекаются друг с другом, что кружится голова. Только в центре Токио вокзал в Синдзюку ежедневно перевозит более 3,5 тыс. человек (цифры 2007 года), тем самым занимая первую строчку среди городских вокзалов мира.
К пригородным и внутренним поездам добавляется сеть высокоскоростных поездов – «Синкансен». Характерная особенность этих поездов, не считая их необычный несколько футуристический дизайн, заключается в том, что их пути проходят по виадукам, как в городе, так и в сельской местности. Что удивительно, так как Япония страна с повышенной сейсмоактивностью. Но зато это позволяет избежать возникновения помех на путях, и поезда могут двигаться с максимальной скоростью.
Поезд - неотделимый элемент городской среды. В пригородных поездах можно увидеть необычные картинки из жизни японцев, а в переполненном метро - туристов и работников вокзала, которые занимаются тем, что запихивают людей в вагоны! И здесь нет ничего удивительного, это реальность, характерная для большинства линий в час пик...С другой стороны, множество переходных веток рождает и множество альтернативных вариантов. Главное – не запутаться…
Туризм как стратегия выживания
Что касается частных линий поездов, обслуживающих сельскую местность, ситуация здесь не такая радужная. Железнодорожная сеть не такая плотная, и людям привычнее ездить на автомобилях, поэтому некоторые линии на грани разрушения.
Но частники среагировали на сложившуюся ситуацию и предложили альтернативные варианты, маленькие «плюсики», чтобы привлечь туристов и постоянных пассажиров. Некоторые линии переориентировали исключительно на туристов, желающих насладиться красивейшими пейзажами Японии. Это случай поездов "torokko densha", которые часто состоят из открытых вагонов и делают остановки в самых живописных местах, чтобы дать пассажирам возможность более внимательного созерцания природы. Изрезанный рельеф, местами покрытый лесом, и вездесущее море - невозможно пропустить!
Впрочем, "torokko densha" распространены по всей Японии, от о. Хоккайдо до о.Кюсю. Не будем перечислять все линии, это бесполезно. Ограничимся линией Sagano Kanko Tetsudo, которая связывает города префектур Камеока и Киото и дарит возможность за один день покрыть это расстояние и совершить экскурсии в некоторые из красивейших храмов бывшей столицы Японии.
Другой маршрут, не менее интересный, проходит в городе Такашихо (департамент Миядзаки, о. Кюсю). К сожалению, многие достопримечательности, располагающиеся по ходу следования, были разрушены сильным циклоном. Открытие это маршрута находится под сомнением, что свидетельствует о шатком финансовом положении большинства этих линий.
Самые необычные поезда
А что делать тем линиям, которые не представляют туристического интереса или не славятся прекрасными пейзажами? Неужели им остается исчезнуть с карты железных дорог? К счастью, компании не прибегают к этому кардинальному способу решения проблемы, а пытаются найти пути развития, пусть даже нелепые, как например: тематический поезд, в духе «Диснея»! Близко ли –далеко ли ехать, но японцы уже привыкли к таким поездам.
Основная задача: найти тему, а в этой области все идеи хороши! В Вакаяме (на юге от Осаки) у компании "Wakayama Dentetsu" не просто один, а сразу три тематических поезда: "Omocha densha" (дословно "поезд-игрушка"), "Ichigo densha" ("поезд-клубника") и "Tama densha" (поезд кота Тамы, который стал почетным шефом конечной станции за усердную работу в здании вокзала). Во всех трех поездах внутренний интерьер переделали согласно выбранной тематике. Стоит заметить, что вышло удачно, так как с тех пор ничего не меняли, не "переиграли" тему. Сами японцы получают несравнимое с обычными поездами удовольствие от поездки в тематическом поезде. Идея сработала! Трафик пассажиров "Tama densha" вырос в разы, что повлияло и на подъем местной экономики, и это без учета прибыли от продаж производных товаров, на которые японцы известные мастера!
Фантазия заработала на полную мощность: на севере страны появился поезд "kotatsu" («котатсу» - это низкий покрытый стеганным покрывалом столик, под которым расположен источник тепла. За такими столиками японцы любят собираться в сезон морозов), поезд "oden" (в стиле сельской кухни, использующей в своей основе маринованные продукты). Рядом с Токио курсирует поезд "maid" (японская интерпретация французского костюма слуги XIX века, в который наряжали застенчивых холостяков, чтобы потом их же кадрить) или поезд-рынок, где прохаживаются, с прилавками в руках, местные жители и продают свой товар.
Экономический успех не всегда приходит просто так. Но японцы, несмотря ни на что, обожают свои поезда… и проявляют недюжинную смекалку в решении их проблем!