В Петербурге представят камерные оперы женщин-композиторов из России и США
22-го июня в Театре Академии танца Бориса Эйфмана, в рамках Международного фестиваля «Приглушённые голоса», представят две оперные постановки, знаменующие новый этап в исследовании возможностей жанра. Оперы прозвучат в Санкт-Петербурге впервые.
Фестиваль «Приглушённые голоса» – форум особый и уникальный: он обращен не только к камерным сочинениям, но к сочинениям композиторов-женщин, чьи голоса по объективным социокультурным причинам в прежние времена звучали не так заметно, как того заслуживали. Эту инициативу воплотила в жизнь музыкальная организация «Lyrica Classic» во главе с её арт-директором и оперной певицей Юлией Петрачук и в союзе с издательством «Шостаковичи и Стравинские» и проектом «Музыка нашего времени».
Фестиваль, посвящённый памяти композитора Татьяны Чудовой, стартовал в начале февраля в Московском международном Доме музыки. Также показы эксклюзивных для России отечественных и зарубежных камерных опер уже состоялись в Ярославле и Туле, а летом фестивальные спектакли пройдут в Северной столице. Международный проект не просто отдает дань уважения женщинам-композиторам, но и стремится пролить свет на камерную оперу как на жанр, способный тонко раскрывать самые глубокие аспекты человеческой души.
В Санкт-Петербурге «Приглушённые голоса» дебютируют c двумя оперными постановками.
Первая – опера-хоррор «Доказывая» американского композитора Мисси Маццоли, которую фестиваль впервые презентовал в России в прошлом месяце на сцене «Геликон-опера». Одноактная опера, по одноименному рассказу Карен Рассел, повествует о пресловутой американской мечте, эфемерная погоня за которой показана через вымышленную историю семьи Зегнеров, поселенцев Небраски 1860-х годов.
«Когда Вашингтонская национальная опера впервые попросила меня создать новую камерную оперу, мы с моим либреттистом Ройсом Вавреком решили найти историю, которая была бы своевременной и уникально американской. История Рассел кажется актуальной в этот трудный момент в истории моей страны, когда люди исследуют и переоценивают достижимость американской мечты», – делится композитор.
Мисси Маццоли является постоянным композитором Оперы Филадельфии, Национального балета Канады, Чикагской лирической оперы и Норвежской национальной оперы и др. В 2018 году Мисси стала одной из первых двух женщин в мире, получивших заказ на сочинение оперы для Метрополитен-опера, и была номинирована на премию Грэмми.
Питерская премьера прозвучит в исполнении солистов Большого театра Жасура Хайдарова и Василисы Шаплыко, солистки Мариинского театра Пелагеи Куренной, финалиста ТВ-шоу «Голос. Уже не дети» Давида Саникидзе, солистки Карнеги-холла в Нью-Йорке Юлии Петрачук, солиста театра Московской Консерватории Кирилла Панфилова, актёров Ивана Маркова, Александра Антипенко и Тараса Шевченко, а также оркестра Арт-мьюзик под руководством британского дирижёра Джереми Уолкером в сценическом воплощении Елизаветы Корнеевой и сценографа Юлии Староверовой.
Вторая постановка – одноактная опера-притча «Периодическая система» Алины Подзоровой на либретто Аси Чащинской по одноименной книге Примо Леви, мировая премьера которой состоялась на Дягилевском фестивале в 2019г. В основе сюжета оперы – история ученого, движимого призванием и любовью, но оказавшегося в условиях, когда в газовых камерах, рядом с тобой, исчезают люди. История химии, как науки, подававшей надежду разгадать строение Вселенной, но так и не сумевшей объяснить почему Человек уничтожает Человека.
Алина Подзорова – молодой российский композитор, которая за свой вклад в развитие культуры была удостоена медали в память 200-летия Ф. И. Тютчева, в 2013 стала стипендиатом Фонда В. Гергиева и является членом Московского отделения Союза композиторов России. Её работы публиковались издательствами «Музыка» и «Композитор», а также звукозаписывающей фирмой «Мелодия».
Питерская премьера «Периодической системы» состоится в исполнении приглашённых солистов Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Игоря Витковского и Светланы Злобиной, ведущего солиста Новой оперы Юрия Ростоцкого и лауреата 2-го международного конкурса им. Гершвина в Нью-Йорке Ольги Реутовой. Спектакль поставлен режиссёром и либреттисткой Асей Чащинской в тандеме со сценографом Татьяной Азаровой. Исполнение оперы приурочено ко Дню памяти и скорби – началу ВОВ.