Корсика: загорайте с умом!
Пляжи, горы, возвышающиеся над морем, солнечные закаты подарили Корсике другое название - остров Красоты, который, впрочем, неплохо зарабатывает на своем богатом прошлом. Да, здесь есть не только красивая природа, но и прекрасные сооружения, созданные человеком.
Первые поселения
Первые следы пребывания человека на Корсике восходят к 7 000 году до н.э., когда в её скалистых пещерах укрывались малочисленные группы охотников-собирателей.
Стоит сказать, что небольшие археологические раскопки на Корсике не дали особых результатов. И всё-таки доисторическое местечко Филитоза, в 50 км от Аяччо, показало, что первые следы деятельности человека на острове появились примерно в 6000 году до н.э. Постепенно охотники-собиратели научились возделывать землю и пасти скот, который обеспечивал их мясом, молоком и др.
Ученые спорят о том, кто же основал первые поселения на Корсике. Выдвигают два предположения: иберийцы (выходцы из Сахары: Марокко, Алжир, Ливия) либо лигурийцы (жители той части средиземноморского побережья, что лежала между Марселем и Генуей).
Что означает слово "Корсика"?
Тут опять-таки неоднозначная ситуация.
Некоторые полагают, что слово "Корсика" происходит от финикийского "корсис", что означает "украшенный султаном". Либо от другого финикийского слова - "Кир", которое несколько изменилось в эллинистический период и означало "остриё, верхушка, кончик".
Другие же считают, что название острова является латинизацией греческого термина "Кирнос" (или имени сына Геркулеса Сирнос, по мнению Геродота)
Название и начало заселения Корсики очень трудно определить, так как остров всегда был привилегированным перевалочным пунктом в Средиземноморье.
Улисс на Корсике
Опираясь на "Одиссею" Гомера (9 век до н.э.) и учитывая то, что порт лестригонов (народ великанов-людоедов) возможно располагался не где-нибудь, а именно в Бонифачо, как считают некоторые, можно заключить, что на Корсику высаживался сам Улисс. Как рассказывается в "Одиссее", лестригоны оказали "радушный" прием Улиссу, сожрав половину его команды и в гневе с высокой скалы забросав камнями его корабли:
Но оставим легенды и обратимся к истории. На Корсику оказали сильное влияние разные народы: финикийцы (современная Сирия, Ливан и фактории Крита, Мальты, Сицилии), карфагеняне (северо-восток Туниса), иберийцы (выходцы с испанского побережья) и лигурийцы (которые и сами подверглись внешнему влиянию).
Средиземноморский перекресток
Огромное влияние на Корсику оказали великие средиземноморские цивилизации и их портовые города. Присутствие в прошлом греков, римлян, этрусков и карфагенян оставило неизгладимый след. Одновременно с основанием города Массилия (Марсель, Франция) примерно в 600 году до н.э. фокейцы (греки из Малой Азии, изгнанные персами из своего города) обосновались на Корсике в поселении Алерия.
Несмотря на свои победоносные битвы, этрускам, выходцам из Тосканы, также как и сиракузцам и карфагенянам, так и не удается надолго закрепиться на острове (в противоположность фокейцам), довольствуясь только портовыми городками.
Такое разнообразие народов отражает интеграцию острова в торговые пути на Средиземном море. Кстати, Геродот в своем трактате "Истории" (5 век до н.э.) рассказывает о богатствах Корсики: смола, мед, воск:
Римское господство
Римлян в Корсике интересовали, прежде всего, леса (точнее, древесина для строительства кораблей) и его удобное стратегическое положение, так как в то время Рим противостоял военной мощи Карфагена. Остров Красоты и Сардиния находятся на морском пути, связывающим Рим и тунисское побережье. Таким образом, Корсика становится важным стратегическим объектом в Пунический войнах 264 г. до н.э.- 146 г. до н.э., которые завершились разгромом Карфагена. И начиная с 225 г. до н.э. Рим, завершив свои войны, контролирует большую часть Корсики, главным образом, побережье, так как труднодоступные глубь острова и горы не представляли для них особого интереса.
В "Римской Истории" Тит Ливий (I век до н.э.) пишет: "На этой бесплодной земле римлянам остается только подражать финикийцам, заняв побережье".
А Корсика приспосабливается к этой новой цивилизации, римской, которая обеспечивает ей некоторую внешнюю безопасность.
В 41 г. до н.э. римским императором Клавдием на Корсику был сослан Сенека. Проведя восемь лет в изгнании, Сенека отмечает, что местные жители живут, следуя четырем законам: месть, грабеж, клевета и отрицание богов. Конечно, такое мнение не могло не повлиять на формирование образа острова в будущем:
Итак, после беспокойного периода, во время трёхвекового римского господства (I, II и III века) Корсика начинает процветать. Её романизацию отражают современные имена местных жителей. Начиная с III века, Корсика почти полностью приняла христианство. Церковь становится тем спасательным кругом, который не дает затонуть во время варварских набегов...