Основные тенденции наступающего туристического сезона

Основные тенденции наступающего туристического сезона

02.06.2011
Пресс-релизы /

Два последних года были довольно непростыми для рынка путешествий: последствия экономического кризиса и извержение исландского вулкана Эйяфьяатлайокудль дали о себе знать. Современные события в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в азиатских странах также влияют на популярность ряда направлений и развитие туристического рынка в целом.
В 2010 году туристический рынок постепенно восстанавливал свои силы. Согласно докладу международной исследовательской компании IPK International, в прошлом году значительно увеличили свои расходы на международный туризм граждане Бразилии и Китая: на 54% и 22%, соответственно. Россияне в этом рейтинге заняли второе место, увеличив свои затраты на отдых за границей на 24%.
Однако, как отмечают эксперты туристического бизнеса, за последние несколько лет интересы путешественников заметно изменились. Так, как отмечает Томас Стэнли, главный операционный директор одной из старейших туристических фирм мира Cox & Kings, туристы выставляют турагентствам более конкретные запросы, которые уже не ограничиваются непритязательным отдыхом на море. Путешественники стремятся посетить более экзотичные места по более низким ценам, что находит свое отражение в увеличении числа групповых туров по самому широкому спектру направлений. При этом туристы зачастую хотят посетить сразу несколько близлежащих стран за один отпуск.
Этому способствует развитие транспортных хабов, позволяющих легко перебраться из одной страны в другую. Дубай постепенно становиться одним их самых крупных перевалочных пунктов как на Ближнем Востоке, так и в мире в целом. Согласно сведениям Международного совета аэропортов (Aiports Council International) аэропорт Дубая занимает 13 место в мире по пассажиропотоку и 4 место в мире по количеству иностранных пассажиров.
Многие туристы не только используют Дубай в качестве пункта пересадки, но и как основное направление для своего путешествия. Здесь, помимо вод Персидского залива и отличного сервиса, их привлекает современная архитектура, возведенная в пустыне буквально за последние 30 лет. Туристы стремятся посетить самое высокое здание в мире Бурдж-Халифа, увидеть знаменитый танцующий фонтан (также один из самых высоких и больших в мире), отправиться на пустынное сафари и осознать, не мираж ли все то, что они увидели здесь.
Томас Стэнли также отмечает, что пассивный отдых уже не устраивает большинство современных туристов: они хотят не просто посещать исторические достопримечательности и наслаждаться природными красотами страны, но и научиться чему-то новому, что они бы могли использовать, вернувшись домой. Причем это касается не только индивидуальных туристов, но и отдыхающих семьями. Более того, набирают популярность туры, направленные на развитие конкретных навыков и умений: например, в кулинарном искусстве или йоге. Туристов все больше привлекает не только историческое наследие страны посещения, но и ее современная культура. При этом они не ограничиваются простым созерцанием, а хотят лично познакомиться с местными художниками, писателями и экспертами.
В прошлом году, согласно уже упоминавшемуся исследованию IPK International, самыми популярными туристическими направлениями по увеличению числа въезжающих в страну путешественников стали Южная Корея (+28%), КНР (+23%), Германия (+11%), Хорватия (+7%) и Мексика (+5%). Греция испытала 5% падение, связанное с нестабильностью экономики страны и народными волнениями. На 2011 год эксперты области делают прогнозы на 3-5% увеличение числа международных туристов.
В рамках этого процесса эксперты прогнозируют возобновление роста туристического потока в Грецию. В основном это связано с увеличением числа курортов, работающих по системе «все включено», и числа отелей в целом. Аналогичная тенденция прослеживается также в отношении Испании и Кипра.
Также на увеличение числа туристов оказывает влияние и посткризисное возобновление свернутых в период рецессии полетов бюджетных авиалиний в различные регионы и выход новых игроков на рынок. Одним из самых ярких стартапов стала бюджетная авиакомпания Дубая flydubai, менее чем за два года создавшая флотилию из 16 самолетов, покрывающих маршрутную сеть из 36 направлений.
На место одного из самых популярных направлений в мире туризма претендует Зимбабве благодаря долгожданному урегулированию политической ситуации в стране. Также развитию этого маршрута будут способствовать доступные цены, интересные туры и природные особенности региона.
Негативный образ некоторых стран Ближнего Востока влияет на туристическую привлекательность всего региона. Однако некоторые страны смогли перебороть эту тенденцию, и в ближайшем будущем для них прогнозируют увеличение потока туристов. Так, по данным Британской ассоциации туроператоров, за 2010 год Иордания и Ливан постепенно становятся более популярными, предлагая туристам свежие впечатления, посещение исторических достопримечательностей и, что самое главное, отличный сервис.
Флорида и Калифорния традиционно привлекают всех любителей солнца, драйва и парков аттракционов. Мексика также становится все популярнее, благодаря тому, что здесь можно совместить отдых на побережье Карибского моря с познавательным туризмом по внутренним территориям страны.
В Южной Америке наращивает свой туристический потенциал Бразилия, готовящаяся принять Чемпионат мира по футболу 2014 года и Олимпиаду 2016 года. Эксперты прогнозируют, что празднование юбилея открытия Мачу-Пикчу приведет к значительному увеличению туристов, желающих посетить Перу.
В Шри-Ланке завершение гражданской войны и стабилизация политической ситуации в 2009 году также способствует развитию туристического бизнеса, направленного на широкий круг потребителей, а не на узкий сегмент любителей индийской экзотики, как это было ранее.
На британское направление повышают спрос недавние изменения в королевской семье и Олимпиада 2012 года: многие туристы хотят стать частью этих событий хотя бы опосредованно. Этот факт оказывает значительное влияние на стоимость авиационных и гостиничных услуг, делая и без того дорогостоящий отдых в Соединенном Королевстве еще более затратным. Согласно исследованию «Hotel Price Index», проводимому ведущим порталом онлайн бронирования отелей Hotels.com, в 2010 году Лондон занял второе место в ряду городов с самыми дорогими гостиницами: средняя стоимость гостиничного номера там составила 6 619 рублей в сутки, всего за год увеличившись на 18%. И уже в начале 2011 года зафиксировано многократное увеличение спроса на путешествия в Великобританию.
Среди туристических трендов предстоящего летнего сезона эксперты выделяют небольшие поездки на выходные в европейские страны. Среди самых популярных направлений называются Таллин, ставший Европейской столицей культуры, Стокгольм, популярность которого связывается с трилогией «Миллениум» Стига Ларссона и скорым выходом фильма на ее основе. Марокко также переживает туристический бум, который будет продолжаться и в 2011 году.
При этом стоит отметить, что все более активную позицию в увеличении туристического потока начинают играть не только столичные города, но и региональные центры. Это утверждение справедливо и для России. Так, по данным Российского Союза Туриндустрии, в этом летнем сезоне география полетов из российских регионов существенно расширится - некоторые города рассчитывают принимать более 70 чартеров в неделю. Например, авиакомпания flydubai, осуществляющая прямые полеты в Дубай из Екатеринбурга и Самары в связи с их популярностью планирует в ближайшее время не только увеличить число рейсов на этих направлениях, но и проводит исследования для включения двух других российских городов в свою маршрутную сеть.