Парки Царского Села

Парки Царского Села

15.08.2014
Статьи и обзоры / / Россия

Людям, создавшим своим трудом великолепные произведения искусства, запрещалось бывать в парках. «Ее величество указать соизволило, — гласит один из указов 1755 года, — кто будет в серых кафтанах и женщины в простом и русском платье и в ливрейных служительских ничьих не пропускать».
В то же время для увеселения небольшой кучки придворной знати в парке устраивались грандиозные празднества, стоившие огромных государственных средств.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция сделала все завоевания культуры общенародным достоянием. Декретом Совета Народных Комиссаров в 1918 году памятники бывшего Царского Села (переименованного тогда в Детское Село) были взяты под государственную охрану. Их подлинный творец — народ — стал и их настоящим хозяином.
Реставрационные работы, которые начались в Детском Селе в послереволюционные годы, особенно широко развернулись перед самым началом Великой Отечественной войны. Была частично восстановлена нарушенная планировка Екатерининского парка, проведена осушка заболоченных мест, восстановлен и открыт для обозрения ряд павильонов, начались работы по воспроизведению исторического облика дворца.
Варварское вторжение фашистов на нашу землю приостановило эту созидательную работу. За время более чем двухлетнего «хозяйничания» в городе Пушкине фашистские войска нанесли страшный урон памятникам культуры. Вся территория парка была заминирована и изрыта траншеями, завалена вырубленными деревьями. Екатерининский дворец был сожжен, большинство парковых павильонов разрушено и разграблено. Замечательные памятники архитектуры, в том числе Эрмитаж и Агатовые комнаты, были превращены в казармы и конюшни. При отступлении фашисты пытались взорвать Камеронову галлерсю, положив в коридоре первого этажа одиннадцать бомб замедленного действия. Однако советские саперы успели предотвратить взрыв и спасти замечательный памятник культуры.
В январе 1944 года город Пушкин был освобожден советскими войсками.
Как только кончилась война, в городе Пушкине начались восстановительные работы. Любовно и бережно возрождали советские люди ценности русской культуры, составляющие национальную гордость народа.
Жители Пушкина, комсомольцы Ленинграда, трудящиеся заводов и фабрик, работники дворцов-музеев и парков в короткий срок привели в порядок территорию Екатерининского и Александровского парков. Уже несколько лет ведутся большие работы по восстановлению архитектурных сооружений. Возрождается особенно тяжело пострадавший Екатерининский дворец.
Реставрация замечательных памятников искусства— очень кропотливая и сложная работа. На основании тщательного изучения сохранившихся до нашего времени документов и изображений прежде всего определяется первоначальный облик восстанавливаемого павильона или участка парка, а затем уже составляется проект его реставрации в историческом виде. Реставрация многих памятников уже завершена. Мраморный мост, Верхняя ванна, Гранитная терраса, фасады Адмиралтейства, Турецкой бани и других сооружений, сильно разрушенные во время войны, обрели свой первоначальный вид. Это результат заботы Советского государства о культурном достоянии народа. Восстановительные работы ведут многие организации Ленинграда: институт «Ленпроект», специальные научно-реставрационные мастерские, строительные тресты и производственно-технические мастерские парков.
Замечательные архитектурные памятники города Пушкина — предмет национальной гордости советских людей, свидетельство высоких достижений русской культуры.
Прежде чем вступить на тенистые аллеи Екатерининского парка, посетители обычно заходят в небольшой садик близ четырехэтажного здания Лицея. Он так и называется: Лицейский сад.
Цветочная клумба, несколько скамей — всё здесь очень скромно и просто. С глубоким волнением останавливаются люди около памятника, который высится в центре сада. Это памятник Пушкину-лицеисту — одно из лучших воспроизведений образа поэта в скульптуре.
На старинной скамье, в распахнутом лицейском мундире сидит юноша Пушкин, подперев рукой кудрявую голову. Задумчивое лицо, устремленный вдаль взгляд, свободная, непринужденная поза — всё говорит о творческом вдохновении.
Скульптор сумел передать образ поэта с удивительной теплотой и лиричностью. Да, именно таким представляем мы себе Пушкина-лицеиста, поэта-юношу.
Монумент был воздвигнут в 1899—1900 годах. Памятник сооружался на частные пожертвования жителей Царского Села, так как правительство не сочло нужным отпустить средства на эти цели.
Глубокое впечатление оставляет посещение Лицейского садика. Вы словно встретились, побеседовали с любимым поэтом.
Для того чтобы попасть в Екатерининский парк нужно, выйдя из сада, обогнуть здание Лицея и пройти под арку, соединяющую Лицей С Екатерининским дворцом.