Юлия Алчеева, исполнительный директор страховой компании ERV, об оценке деятельности туроператоров, страховых случаях и рисках
1. Как вы считаете, насколько важны независимые оценки деятельности туроператоров, учитывая складывающуюся с весны 2014 года ситуацию на рынке?
На сегодняшний день туристический бизнес регламентируется отраслевым 132-Федеральным Законом, который строго определяет легитимность деятельности операторов.
Таким образом, главными критериями деятельности той или иной компании являются – наличие данного юр. лица в действующем реестре Ростуризма, а значит наличие страхования гражданской ответственности по договору оказания туристских услуг либо банковской гарантии, членство в объединении выездных операторов Турпомощь.
Иные критерии – исключительно субъективные и основываются на мнении потребителей.
На каких критериях они могут быть построены?
Важно не поддаваться панике и не ориентироваться на слухи и домыслы. Каждый турист сам определяет надёжность компании, основываясь как на официальной информации (см. выше), так и на общественном мнении/рекомендации и пр. Единых рекомендаций не существует. Кто-то доверяет именитым компаниям, кто-то – рекомендациям, кто-то — отзывам в интернете.
Доверие — личное дело каждого.
2. На что нужно обращать внимание частному клиенту при покупке пакетного тура?
Если речь идёт о наполнении пакетного тура дополнительными услугами, включая страхование, то здесь могу рекомендовать внимательно относиться к включенным программам и не пренебрегать дополнительными рисками, которые можно застраховать как напрямую у туроператора, так и через туристическое агентство либо самостоятельно на сайте страховщика.
Не надо забывать, что туроператор включает в пакет зачастую минимальную страховку, но при этом уведомляет о возможности застраховаться дополнительно.
3. В вашей практике по каким причинам чаще всего наступают страховые случаи?
Если мы говорим о статистике случаев, которые происходят в поездке – то наиболее частые и дорогостоящие, к сожалению, события, связанные с заболеваниями и травмами, которые происходят неожиданно и могут не просто нанести вред здоровью, но и угрожать жизни.
Туристы простужаются, отравляются, страдают от обострения хронических заболеваний, зачастую из-за смены климата, особенностей местной кухни либо ввиду экзотических инфекций.
Также частыми являются ДТП, как с пассажирами общественного транспорта/экскурсионных автобусов, так и во время управления ТС самими туристами (байки, квадроциклы, скутеры и пр.).
Выделяем и сезонные типы случаев, например, зимой – горнолыжные травмы.
Часто ли граждане страхуют риски срыва поездки по вине туроператора и есть ли такие продукты на рынке?
Такие риски не включены и не должны быть в принципе в страховании отмены поездки. Это совершенно разные типы случаев и зона ответственности. Нельзя обязать туриста застраховаться на случай банкротства компании, чья ответственность за такие действия должна быть застрахована отдельным договором в рамках Закона.
Нельзя — именно по причине отсутствия страховой логики в оценке риска и объёма ответственности. Однако на рынке есть подобный прецедент, кто-то из страховщиков берет на себя такую чрезмерную ответственность и расширяет перечень событий по отмене поездки подобными обстоятельствами.
Уверена, что такой вариант очень ограничен в объёме предложений, это не массовый продукт.
Подчеркну, что такой продукт не нашел поддержки среди ключевых страховых компаний, и более того – вызывает резкую критику.
Какова их стоимость?
Не готова ответить конкретно, но существенно выше стоимости обычного полиса страхования отмены поездки – это точно.