Японцы создали из русской матрешки сложный музыкальный инструмент
Японцы сделали оригинальный современный музыкальный инструмент из традиционной русской матрешки. Инструмент назвали "матремин" - первая часть этого слова взята от имени игрушки, вторая - от слова терменвокс.
Терменвокс - это музыкальный инструмент, на котором играют, двигая руками в электромагнитном поле вдоль двух антенн, не касаясь их и меняя тем самым высоту и громкость звука.
"Играть на терменвоксе очень сложно, поэтому преподаватель музыки Масами Такэути (Masami Takeuchi), которая сама очень любит этот инструмент, придумала матремин, чтобы сделать его проще и доступнее для обычных людей", - говорит Саэ Сато (Sae Sato), руководитель курсов игры на музыкальной русской матрешке.
По ее словам, автор идеи не раз бывала в России и выбрала матрешку не случайно, а из любви к русской культуре и россиянам. В японском языке терменвокс называется "термин". В сочетании с русским словом "матрешка" и появилось название матремин.
В отличие от профессионального терменвокса с двумя антеннами, в матремине антенна всего одна, и она спрятана внутрь куклы. Это во много раз облегчает игру: тональность звука можно изменять движениями одной руки. Громкость выставляется перед началом игры специальным рычажком, который, как хвостик, выглядывает из круглой прорези в задней части матрешки. Пожалуй, только этим, да еще небольшой сеткой динамика в донышке матремин отличается от матрешки. Работает он от четырех обычных пальчиковых батареек.
Оригинальный электронный звук, внешняя узнаваемость и привлекательность русской игрушки и простота использования действительно нашли отклик среди японцев. По словам Сато, с 2004 года, когда в продажу поступил первый экземпляр матремина, их разошлось уже больше двух тысяч, хотя стоит это удовольствие недешево - почти $400.
Кроме того, наряду с традиционной матрешкой в передничке и цветастом платке здесь можно приобрести ее японизированный вариант: в виде черной кошки с ушками или сделанную «под» героев японских мультфильмов. Можно даже купить не раскрашенный матремин и дать волю собственной фантазии.
По словам Сато, обладатели матреминов почти всегда дают имена своим музыкальным игрушкам. Она сама не стала исключением и назвала свою электронную матрешку Тосико.
От желающих научиться игре на оригинальном инструменте отбоя нет. Специальные курсы организованы в десятке городов, хотя больше всего, по признанию Сато, новинка популярна в Токио.Приходят в основном девушки и женщины в возрасте 25-35 лет, хотя есть и ученица, которой перевалило за 80 лет.
"На матремине можно исполнять самую разную музыку. Здесь и классику играют, и техно. Бабушки, конечно, техно не увлекаются - им чаще интересны японские народные песни "энка", - говорит Сато.
Единственная сложность, по ее словам, заключается в том, что, один раз введя руку в электромагнитное поле, звук уже остановить нельзя, поэтому игра должна быть непрерывной. Кроме того, поскольку на инструменте нет клавиш, размеченного грифа или другой подсказки, исполнитель должен иметь идеальный музыкальный слух. При игре даже рекомендуется пользоваться наушниками, чтобы лучше слышать ноты.
В Японии есть несколько полупрофессиональных оркестров любителей матремина, которые даже один раз были на гастролях в России и в Европе. Один из них назван русским словом "Ничего" (в смысле - "все хорошо"), рассказывает Сато.
Матрешки для матреминов поставляются из-под Нижнего Новгорода и пока продаются только в Японии, однако создатели рассчитывают, что в будущем интерес к этому музыкальному инструменту появится и в России, и в других странах.
"Идея нравится многим в России и Европе, но мы пока думаем, потому что для этого надо выстроить систему обслуживания зарубежных клиентов", - говорит Сато.