Черноморские курорты могут закрыться навсегда
Сильнейший шторм разразился на днях в Керченском заливе, соединяющем Черное и Азовское моря. По данным МЧС России, скорость ветра достигала 32 м/с, а волнение моря оценивается в 6-7 баллов. Внезапно разыгравшая стихия стала причиной того, что шесть крупных судов сели на мель, четыре затонули, а два танкера получили серьезные пробоины.
К счастью, членов экипажей почти всех этих кораблей удалось спасти, неизвестна судьба лишь восьмерых моряков сухогруза «Нахичевань». Однако это стихийное бедствие влечет за собой тяжелые экологические последствия, которые, по мнению экспертов, будут сказываться еще по меньшей мере 10 лет.
Дело в том, что почти все суда, потерпевшие крушение или получившие пробоины в эти дни, были нагружены разными химическими и нефтепромышленными веществами. Первое ЧП произошло в 4:50 – разломился надвое танкер «Волганефть-139». В воду вылилось около 2 тысяч тонн мазута. Затем, в 10:25 в районе порта «Кавказ» затонул сухогруз «Вольногорск», перевозивший 2,6 тысяч тонн серы. Чуть позже затонул еще один сухогруз с 2 тысячами тонн серы на борту.
По данным Международной экологической группы «Экозащита», произошедшее в Керченском заливе можно назвать экологической катастрофой. Нынешний ущерб уже приближается к 4 миллиардам рублей, а на ликвидацию последствий потребуются годы.
«При повышении температуры морской воды нефтяное загрязнение будет снова и снова появляться в районе разлива и его придется многократно ликвидировать на протяжении 2008 года, возможно и дольше»,— сообщают специалисты «Экозащиты» в своем пресс-релизе. Основная проблема, по их мнению, заключается в том, что разлившийся мазут уже опустился на дно, очистить которое практически невозможно. Таким образом, большая часть загрязнения останется в море.
Ведутся споры о том, что представляет большую угрозу для экологической обстановки региона – разлившийся мазут или попавшая в воду сера? «Разлив нефти –это большая проблема, но еще большая проблема –затонувший груз серы», - заявил президент Российского Зеленого Креста, академик РАЕН Сергей Барановский в интервью РИА «Новости». – «Сейчас масштабы возможного экологического ущерба зависят от оперативных действий МЧС и спасательных служб, но в любом случае это серьезная экологическая катастрофа».
Экологи винят в произошедшем не погодные условия, а, прежде всего, человеческую невнимательность и пренебрежение мерами безопасности. Они считают, что катастрофы можно было бы избежать, «если бы для транспортировки мазута было использовано судно, рассчитанное на морские шторма. «Волгонефть-139» предназначена для перевозок по рекам», говорят представители «Экозащиты».
Сходного мнения придерживаются государственные чиновники. По факту произошедшего с судном «Волганефть-139» возбуждено сразу два уголовных дела. Одно по статье 252, «Загрязнение вод», и второе по статье 263, «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта».
Ведется выяснение таких обстоятельств, как осведомленность капитанов пострадавших кораблей о надвигающемся шторме. По информации МЧС РФ по Краснодарскому краю, первое штормовое предупреждение было распространено 10 ноября в 17:15. Возможно, необходимые меры предосторожности просто не были приняты.
Определить степень вины членов экипажей «Волганефть-139» и других судов пока сложно – так же как последствия произошедшего. Ясно только, что они затронут самые разные стороны жизни этого региона, в том числе сферу туризма. Надо заметить, что часть вылившихся в море нефтепродуктов дрейфует в сторону Украины. Вполне возможно, что катастрофа в Керченском заливе станет причиной резкого уменьшения количества отдыхающих на побережье Черного моря, как России, так и Украины.
Как сказала Марина Медведева, член комиссии Общественной палаты РФ по экологии, «Я, к примеру, зная ситуацию, уже не смогу спокойно приехать на отдых на Черное море. И думаю, что большинство людей, которые будут знать и помнить об этой катастрофе, основательно подумают, прежде чем ехать туда отдыхать».