В 2008 году рост авиаперевозок в мире снизится
2007-ой год, впервые с 2000г., стал доходным для международных авиакомпаний, над которыми опять сгущаются тучи. Согласно Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA), в 2008 году возможно снижение роста перевозок и заметное понижение доходов авиакомпаний. IATA, которая все-таки рассчитывает в 2007г на суммарный доход в 5,6млрд долларов (против 500млн долларов убытка 2006 года), прогнозирует на 2008г доход в 5млрд долларов вместо запланированных 7,8 млрд. Сообщество из 280 авиакомпаний, осуществляющих 95% мировых авиаперевозок, еще в сентябре пересмотрело свои прогнозы относительно своих доходов в будущем году. Изначально оно рассчитывало на 9,6 млрд. долларов. Мировой торговый оборот в нынешнем году достигает 8,4% (что составляет 490 млрд.), в будущем же возможно не превысит 4,7%. Что касается пассажирских авиаперевозок, которые увеличивались ежегодно в среднем на 7,4% в период с 2002 по 2006гг.; в этом году темпы их роста могут снизиться на 5,9%, а в следующем установятся в среднем на 5,1% на период 2007-2011гг.
Причины спада, по мнению Бриана Пирса, ответственного за экономические прогнозы в IATA, кроются в скачке цен на нефть и финансовом кризисе США, которые повлияют на спрос на мировом рынке. " Спад цен на недвижимость и напряженность в американской банковской кредитной системе спровоцировали потерю доверия потребителей и предприятий в Америке. Это несомненно скажется на снижении числа путешествий и командировок, так как американский рынок занимает 30% от мировых авиаперевозок", считает он. По мнению IATA, данная ситуация плюс подорожание топлива в стране, 35% самолетов которой эксплуатируются более 25 лет, может привести к убыткам в 500млн долларов. Потери американских авиакомпаний в 2008г составят около 2,2 млрд., европейских - порядка 100млн из запланированных доходов в 2млрд и азиатских - 600млн.
Даже незначительное снижение рентабельности может стать тяжелым для этого неокрепшего сектора, чей коэффициент прибыльности не превысит в 2007г 1,1%, и который по уши в долгах на 190млрд долларов. Падение доходов, если оно подтвердится, станет еще более ощутимым в случае ускорения выпуска новых самолетов: с 1.041 шт. в 2007 до 1.281 в 2008. " Авиакомпании, которые увеличили свою продуктивность на 64% в течение 2007г, должны приложить еще больше усилий, т.к. конкуренция в 2008г станет гораздо сильнее", предупредил Джованни Бисиньяни." Пик подъема закончился, и мы должны столкнуться с возвратом периода, когда отсутствует какой либо финансовый резерв, чтобы сгладить падение".