Лодки-такси в Стамбуле – новый вид транспорта
В загруженной транспортом турецкой столице появился новый способ передвижения – лодки-такси. Лодки ввели в эксплуатацию на берегах Босфора только в конце июля, а они уже пользуются особенным успехом у зажиточного класса.
Кажется, жители Стамбула перепробовали все виды транспорта, чтобы хоть немного избежать дантесских городских пробок: и микроавтобусы, и канатную дорогу, и самоходные железнодорожные и автомобильные паромы, и фуникулеры… В городе есть только два моста через пролив Босфор, который делит его на две части.
Эта задумка о лодках-такси появилась благодаря изобретательности одного турецкого предприятия, Teknomar, чьё последнее детище начало службу 26 июля под флагом муниципального управления предприятия морского транспорта Стамбула (IDO).
Новорожденный, 11-метровый в длину и 4,3 м в ширину катамаран, родился на судостроительной стамбульской верфи. Он рассчитан на перевозку не более 10 человек и функционирует как обычное такси с выпиской билетов, где указано пройденное расстояние в морских милях, отсюда же можно вызвать на свой выбор машину к набережной.
"Это уникальный случай в мире",- говорит Альфан Манас, президент Совета Администрации Brightwell, головной фирмы Teknomar. - "Насколько я знаю, нигде больше не считают мили, только часы, затраченные на поездку".
К работе приступили 4 лодки-такси. Но чтобы удовлетворить спрос: 6250 заказов такси за 50 дней, из которых только 1750 могли быть удовлетворены - их число увеличилось до шести, а к концу года должно достигнуть 12 и 25 к концу 2009 года, как планирует IDO.
"У нас много заказов от бизнесменов, мужчин и женщин, которые хотят попасть в определенное место, например, в аэропорт, не желая зависеть от фиксированного расписания", - объясняет Керем Арсан, эксперт по маркетингу в IDO.
"Это такси скорее для богатых. Услуга не из дешёвых, но мы предлагаем более быстрый транспорт, который приплывет в любое время по Вашему желанию", - говорит он.
Учитывая, что билет стоит 15 турецких ливров (12 долларов) плюс 10 ливров за каждую морскую милю, лодка-такси действительно доступна не для всех, даже если разделить стоимость поездки между пассажирами.
Teknomar, мечтающий о парке в 75 - 100 лодок-такси, изучает, впрочем, и другие варианты услуг.
"Мы ведем переговоры с предприятиями, занимающимися школьными перевозками от одного берега Босфора к другому",- говорит Манас. "Мы ведем диалог и с крупными фирмами, оказывающими своим клиентам транспортные услуги".
Ахмета Филиза и его сестру Хафизу, которых мы встретили в конце сентября на борту одной из лодок-такси, курсирующей между набережной Ортакёй (европейский берег Босфора) и набережной Кужгунсук (восточный берег), цена поездки не пугает…
"В Кужгунсуке нас ждут друзья, а мы опаздываем и поэтому вызвали лодку-такси. Путь по морю займет 10-15 мин, тогда как по дороге добираться больше часа", - сказал Ахмет, 27 лет, руководящий служащий. "Я не пользуюсь этим транспортом ежедневно, но когда необходимо, денег не жалею", - продолжил молодой человек, который выложил за поездку 45 турецких ливров (60 долларов).