Воссоздание разрушенных монументов: быть или не быть? Вот в чем вопрос…
Недавно восстановленные Дрезден и британский Парламент в Ренне (Франция), сегодня - замок Люневиль и Берлинский замок, завтра, возможно, начнут восстанавливать дворец Тюильри в Париже…. Так стоит ли воссоздавать то, что уже кануло в Лету? В Европе об этом весьма бурно спорят.
В Германии, где в центре Берлина собираются восстановить старинный замок императора Гийома II, стертого с лица земли 60 лет назад во время войны, спорят уже давно. Пока еще на месте бывшего замка стоит "Дворец Республики", символ коммунизма, который сегодня идет под снос.
Во Франции дебаты начались после петиции, которую опубликовали спецкорреспонденты. Выступая против "этого странного увлечения имитацией" петиция основывается на две недавно предпринятые инициативы: реконструкции решетки, исчезнувшей в Версале во время Революции, и проект одной организации по восстановлению рядом с Лувром дворца Тюильри, разрушенного в 1883 году.
Реконструкция "ведется всегда", - говорит Жак Мулен, главный архитектор по историческим памятникам. "Еще римляне в III веке воссоздали египетский Колосс Мемнона", относящегося к XVI-XIV вв до н.э.
«В 1902 году, - добавляет Оливье Пуассон, инспектор по памятникам истории и вице-президент Icomos (международной организации по охране памятников истории и исторических мест), - когда колокольня на площади Сен-Марк в Венеции обрушилась, этим же вечером муниципальный совет вынес решение по его восстановлению dov'era, com'era, то есть «в том же месте, в том же виде».
В Европе тоже хватает примеров: дворцы и церкви Варшавы, Храм Христа Спасителя в Москве, церковь Фрауенкирхе в Дрездене, мост Мостар, бретанский Парламент в Ренне и т.д. В действительности же, по словам Пуассона, довольно "мало случаев реконструкции ex nihilo (с нуля)" и "часто [это происходит] чисто символически. Обычно думают, что здание может возродиться внутри своей копии".
Многие архитекторы признают необходимость воссоздать шедевр национального достояния, разрушенного во время войны или в эпоху позорного политического режима, или его реконструкции, как Люневиль или оперный театр Ля Фениче в Венеции, которые были уничтожены пожаром. Но когда речь заходит о дворце Тюильри Бруно Декарис, главный архитектор по памятникам истории и преподаватель в школе архитекторов Шайо, взрывается со словами, что "это Парк Юрского периода! Мы, что собираемся возвращать к жизни динозавров! Мы словно откапываем усопших, ушедших навсегда от нас!"
Продолжая речь о Тюильри, Филипп Прост, архитектор и президент Ассоциации Будущего и национального Наследия, добавляет, что "тогда мы скоро увидим проект по реконструкции замка Сен-Клу", разрушенного в 1891 году. "А это уже беспокоит, - говорит он. - Очень часто сегодня пытаются вернуться назад, вместо того, чтобы заняться настоящим. Очень часто думают о том, что Было, вместо того, чтобы создать что-то новое".
По словам Пуассона, мысль, что "воссозданная копия - это не что-либо новое", говорит о том, что "мы горюем о сельском образе жизни, о провинциальной Франции. Сегодня придают очень большое значение традициям". Но целомудренная ностальгия не единственная движущая сила. Некоторых влекут туристические возможности. "Самобытность - это легко, вопрос в деньгах, поэтому никто не рискует. Только избранный попытается", - говорит Декарис.
Восстановить "в старинном виде или в новом - вот вопрос, который тонет во тьме веков, - подводит итог Мулен. - Но зачем нужно запрещать думать об этом?"